Лагеря беженцев в Таиланде. Про людей без гражданства

Карены в Таиланде (99)

Их дома построены из веток, черепица сделана из листьев. В самом большом таком лагере около 50 тыс. беженцев. Если сложить девять лагерей вместе, то получится один из самых больших лагерей беженцев в мире, третий после Кении и Эфиопии. Но это Таиланд.

Карены в Таиланде (112)

Всего в девяти лагерях живет около 130 тысяч беженцев, 80% из которых карены. Они не имеют гражданства какой-либо страны и не могут выходить за пределы территории, посторонние не могут войти на территорию, которая огорожена колючей проволокой и охраняется военными. Беженцы из Бирмы живут на пограничной территории Таиланда с 1984 года. В те времена началась гражданская война и они вынуждены были бежать из-за преследования бирманцами.

Карены в Таиланде (105)

Эти люди выглядят счастливыми. Тут повсюду музыка и гитары. Беженцам помогают общественные организации, у них есть школы, еда и одежда. За последние 10 лет более 10 тыс. человек переселились отсюда в США, Австралию, Канаду и другие страны.

Карены в Таиланде (34)

Житель лагеря может пойти работать на поля за 150 бат в день. Электричество здесь стоит 100 бат в месяц, некоторые не пользуются им, чтобы сэкономить.

Карены в Таиланде (110)

Лагеря поменьше выглядят более богато. Крыши здесь уже не из листьев, хотя возможно это из-за особенностей местной растительности.

Карены в Таиланде (109)

Дороги в лагерях беженцев очень крутые. Дома стоят на склонах гор.

Люди. Я не могу перестать фотографировать их. Наверное в этом месте я больше чем где-либо чувствую свою важность — я могу подарить этим людям фотографии. Эта серия сделана в первую очередь для них. Каждое лицо хочет быть увиденным, посмотреть глазами из ваших мониторов на мир.

Карены в Таиланде (103)

Среди беженцев есть христиане, мусульмане и буддисты. В каждом лагере по несколько храмов от каждой из этих религий. Есть еще баптисты и тп.

Каренка

Карены. Это тот самый народ, женщины которого надевают по кольцу в каждый новый год своей жизни. Это «племя длинношеих». Обычай надевать кольца существовал в основном у племён «падаунг» — центральных каренов. На Севере Таиланда есть специальные деревни, где вы можете сфотографировать одних и тех же женщин с такими кольцами. Такая специальная деревня, сохранившаяся для туристов-иностранцев, демонстрирует этот каренский обычай, который уже далеко не так актуален как в былые времена. В лагере беженцев не носят колец и шеи у всех обычные.

Но лица. Лица украшены белой присыпкой. Присыпка смягчает кожу, и постепенно она стала наноситься узорами и превратилась в украшение лиц для каренов.

Карены в Таиланде (107)

Этот дом довольно богатый — он двухэтажный и имеет что-то вроде прихожей. В Мае Ла я видела много маленьких домиков-квадратов 3Х3 метра под крышей, внутри которых были только циновки для сна.

Карены в Таиланде (106)

Мешочки с водой висят возле домов в качестве огнетушителей. Не представляю как они могут помочь — эти дома из сухих веток стоят почти вплотную друг к другу.

Карены в Таиланде (88)

Карены в Таиланде (84)

Кувшин в Тайланде

Мальчик в лагере беженцев Тайланд

Дверь с номером

Карены в Таиланде (80)

Карены готовят еду

Дети буддийские монахи

Жилище беженцев

Карены в Таиланде (56)

Карены в Таиланде (52)

Девочка рисует

Карены в Таиланде (39)

Карены в Таиланде (37)

Мужчина пилит лёд двуручкой

Еда в Мае Ла
В МаеЛа очень вкусная еда. Без преувеличений..

Карены в Таиланде (23)

Карены в Таиланде (19)

Карены в Таиланде (8)

Рынок в лагере беженцев
В мусульманском районе другого лагеря беженцев на рынке можно купить компьютеры, телефоны и всякие неожиданные для такого места вещи.

В лагерях есть школы, в которых кроме самих беженцев могут преподавать иностранцы из общественных организаций.

Школа в МаеЛа лагере беженцев
Школа в МаеЛа

Карены в Таиланде (1)

Антон Дряничкин в лагере беженцев
По лагерям беженцев я ездила с Антоном Дряничкиным, который делает авторские экскурсии по Таиланду, много лет изучает культуру страны и свободно говорит на тайском.

Другие интересные посты в моём блоге:

© Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажите о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

avatar

Автор: Ольга Салий

Странствующий блогер, международный фотограф

Комментарии приветствуются (уже оставили 10 комментариев)
  1. avatar Оксана:

    Замечательные лица и потрясающие кадры!! Спаисбо вам с Антоном за фоторепортаж!!

  2. avatar Анна Луста:

    Сколько о них слышала- и наконец-то увидела! Спасибо за фото!:)

  3. avatar Ольга:

    Необыкновенно и очень неожиданно, колючая проволока, удивительные портреты, музыкальные инструменты….

  4. avatar Алексей:

    Паспорта не выдают не только из-за кол-ва беженцев (к 2011-му их было уже ок.140 тыс.). Среди беженцев — не только жители приграничных районов, где шли боевые действия (жители штатов Карен, Кайя отстаивали независимость), но и противники военного правительства Мьянмы, приехавшие на границу из центральных районов страны для вооруженной и пропагандистской борьбы против военных. Если выдать им паспорта, получится, что граждане Таиланда ведут террористическую деятельность против соседнего гос-ва. Властям Таиланда этого, конечно, не надо.

    1. avatar Ольга Салий:

      Алексей, спасибо за уточнение. Вы там бываете?

  5. avatar Алексей:

    Здравствуйте, Оля. Прежде всего, хочу поблагодарить вас за такой милый и интересный сайт.
    Вопрос с беженцами меня интересовал давно. Проблема мигрантов в Таиланде второй половины XX века стоит остро в связи, как правило, с гражданскими войнами (+коммунистическим движением) в соседних гос-вах. Например, в 1960-х гг. в. из Мьянмы в северный Таиланд мигрировали бывшие солдаты ЧанКайши, постепенно вытесняемые из штата Шан. В в конце 60-х из Лаоса в северные провинции Таиланда переселилось немало хмонгов (мяо), проигрывающих в Лаосе войну коммунистам. С середины 70-х через восточную границу в Таиланд попало много кхмеров, бегущих сначала от гражданской войны в Камбодже, затем – от режима Пол Пота. В этом же время по Южно-Китайскому морю в Таиланд попадают тысячи южновьетнамцев, спасающихся от победившего во Вьетнамской войне коммунистического севера. Но таких долговременных лагерей, как для беженцев из Мьянмы для них не сооружали. Люди в описываемых вами лагерях находятся под более пристальным вниманием властей, чем те же мусульманские беженцы-рахинджа. Тайские власти, прочувствовав все прелести «заботы» об уже принятых) отказались от создания даже таких лагерей для них. Недавно были депортированы и обнаруженные на севере страны три сотни уйгуров (в Турцию и в КНР).

    В самих лагерях я не бывал, но был в hill tribes в ЧиангРае (там уже «паспортные» племена), и, главное, был «со стороны Зла» — непосредственно в Мьянме.
    В Мьянме, кстати, эта проблема никак не афишируется. Туристам доступны только национальные окраины, до пределов, разрешенных для посещения. Дальше – туристам билет не продадут, да и КПП на дорогах не пропустят даже на частном транспорте. Сухопутных переходов между Мьянмой и Таиландом, открытых для иностранцев, как вы знаете, нет (только самолётом).
    Вопрос с лагерями на тайской территории неоднозначен. С одной стороны, условия жизни в таких лагерях тяжелые.

    Как вы точно заметили, в лагерях есть реальная опасность пожаров (в марте 2013-го от пожаров в таком лагере погибло 42 человека russian.rt.com/article/6156
    Так как лагеря стоят в гористой местности – во время дождей есть опасность оползней (в 2002-м от такого оползня погибло 14 человек ria.ru/world/20020904/218016.html
    Каждый взрослый житель лагеря в месяц получает 15 кг риса, 1 кг фасоли, литр масла, 330 г соли, 250 г сахара, 2 куска мыла и немного угля. Тем, кто пытается подзаработать на дополнительное продовольствие или вещи за пределами лагеря, грозит немедленная депортация на родину. Если человек попытается выехать за пределы лагеря из автобусов обычно просто просят выйти. Это особенно проблематично для горных племён, т.к. занимаясь сельским хоз-вом, тем не менее, они ведут полукочевой образ жизни: когда почва истощается (а в горных р-нах это происходит быстро), они переходят на новое место. Для некоторых племен не существует границ (визуальной границы в джунглях нет), они мигрируют из Мьянмы в Таиланд и назад.
    Даже с получившими тайские паспорта и земли для проживания и ведения с/х бирманцев тайская мафия + коррумпированные чиновники, пользуясь малограмотностью переселенцев, продолжают обманывать, отбирая их земли и переселяя во всё более удалённые, гористые районы с ьедными почвами.

    С другой стороны, возвращаться назад, в Мьянму, где беженцы не особо хотят, даже спустя годы, проведённые в таком ограниченном пространстве и подписанные с правительством перемирия. Всё-таки Мьянма – страна гораздо более бедная, чем Таиланд, и там даже за скудный паёк, который выдаётся в лагере бесплатно, надо тяжело работать.
    Гражданская война в Мьянме идёт с 1948 г. (причём в феврале 1949-го карены едва не взяли столицу – Янгон). До 1988-89 гг. Таиланд поддерживал каренов в их национально-освободительной, антикоммунистической борьбе с центральной властью (с 1962 по 1988 во главе Бирмы стояли социалисты). Это было связано с тем, что Таиланд был окружён кольцом коммунистическо-социалистических гос-в – на западе Бирма (бирманский социализм), на севере – коммунистический Лаос, на юго-востоке – полпотовская Кампучия + недалёкие КНР и СРВ. После восстания в Рангуне в 1988 лагеря у границы стали быстро наполняться беженцами (не только каренами (в т.ч. и каренским народом кая, который вы упоминали – они и есть «длинношеи»), но самими бирманцами – «барма»). Тем самым тайские власти создали буфер между своими границами и враждебными режимами. В то время вопрос стоял о физическом выживании, это наглядно можно увидеть, посмотрев основанный на реальных событиях фильм «За пределами Рангуна» (1995)
    Коммунистический режим пал, но противодействие военной хунте в национальных штатах (и особенно – в штате Шан и Карен) продолжалось вплоть до смены власти в марте 2011-го. Продолжается оно и сейчас (яркий пример, — боевые действия на севере Мьянмы, в штате Качин и Аракан, соотвестственно, в январе и марте 2015го), гражданское правительство Мьянмы – только видимость, фасад, за которым по-прежнему стоят военные.
    Таиланд, хоть и относится к «азиатским тиграм», но принимать и, главное, экономически адаптировать столько беженцев, как это делает Европа, самостоятельно, не может.
    Семьям, находящимся в самом тяжелом положении, предлагается переехать в Европу на постоянное место жительства. В этом направлении действует несколько международных программ, 6 стран Европы приглашают к себе ограниченное Каренов, предоставляя им вид на жительство и возможность получить образование (например, Нидерланды, на протяжении вот уже 20 лет в год принимают по 80 человек). Но это, конечно, капля в море по сравнению с тем, сколько человек живёт в лагерях. Плюс европейские же страны финансируют лагеря беженцев (Нидерланды, например, в среднем выделяют по 10 млн.евро ежегодно). При содействии европейских государств (в частности Люксембурга) строятся общежития для каренов в Бангкоке были построены эко-общежития ecobyt.ru/article/060514/1050/

    Не знаю, как это всё будет продолжаться в условиях эмиграционного коллапса из стран Ближнего Востока…

    Впрочем, и в Таиланде эта проблема постепенно, медленно, но решается. Есть много каренских деревень (вне лагеря) в том же Мэ Хонг Сон, на Дои Интханон, все деревни от ЧиангМая до ЧиангДао и дальше давно получили гражданство. Вот такая пока ситуация..
    Жду ваших новых статей)

    1. avatar Ольга Салий:

      Алексей, спасибо огромное за комментарии!

  6. avatar Дария:

    Ольга, как вы попали в лагерь? как прошли через посты?

    1. avatar Ольга Салий:

      Дария, нелегально попала, пройти пришлось незаметно для охраны.

  7. avatar Сергей:

    Спасибо за очень интересную статью и фото!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *