На автомобилях на Укок в начале июня. Не проехали, но порубились отлично


Укок 2009 с Off road master

«Этого ж ни в каком салоне не купишь»…

— Я не в силах предугадать твой будущий путь, — произнёс Элронд, — и не знаю, как ты доберешься до Мордора… Всего вас будет девять Хранителей — ровно столько же, сколько Призраков-назгулов.
(здесь и далее отрывки из «Властелина колец»)

Плато Укок, расположено в Республике Алтай, на высоте 2500 м, на границе России, Казахстана, Китая и Монголии. Июньская экспедиция новосибирского клуба «Off road master» к этому сакральному месту была в некотором роде экспериментом. Целью было не само плато, а попытка проехать к нему по бездорожью — в июне на перевалах ещё лежит непроходимый снег.

Девять экипажей из Новосибирска, Горноалтайска, Барнаула и Томска вернулись домой через девять дней — совсем как девять хранителей из «Властелина колец» — они тоже попытались преодолеть брод и пройти через гору… 

День первый. Новосибирск — Черемшанка, 6 часов в пути

В 12 часов на площадке у главной новосибирской библиотеки командиром колонны (он же Игорь Ситников, он же 28-й и он же Si) был объявлен старт команде, в этот же миг включились фонтаны, народ возликовал.

Укок 2009 с Off road master

Город явно провожал нас торжественно: фонтанами, колокольным звоном, отличной погодой, но очевидно вселенная посчитала, что не стоит забывать о предстоящих трудностях. В 50 км от Новосибирска что-то застучало в колесе у Montero. Остановились, ничего не нашли, проехали, стучать перестало, но тут же пробило колесо у Surf. Он вернулся в Новосибирск менять колесо и догнал нас только на следующее утро.

Укок 2009 с Off road master

На первой ночёвке AnnaTamila, штурман Montero, окунулась в размышления о том, чем отличается автотуризм от пешего. «После дневного перехода болит не всё тело, а только пятая точка. А если случится ливень или потоп, например, то можно просто залезть в машину», — думала она, сидя на креслице перед костром. На газовой горелке грелся чайник, у кого-то с собой оказался припасён душ, микроволновая печь… мужыки покуривали кальян, подкидывая в костёр купленные в городе поленья… Беспредельных запасов еды в машинах хватило бы, наверное, на месяц. А вот туристы вешают всё по граммам, строго рассчитывая меню на каждый день.

Плов в первый день братья Коростылевы (экипаж Prado) сготовили просто офигенный. Секрет наверняка в том, что в нём было о-очень много баранины и морковки с луком.

Укок 2009 с Off road master

День второй. Черемшанка — Акташ

Мы едем в Акташ. По трассе догоняем Honda, двигающуюся со скоростью 10 км/ч. Знаки запрещают обгон и минут 15 колонна ползёт за ней…

— А что будет, если я его обойду справа? — спрашивает Игорь из Escudo по рации.

— Две тысячи рублей это стоит, — отвечает Алск. Мы продолжаем ползти, хотя ГАИшников по этой трассе (Усть-Сема-Акташ) не видел сроду никто.

Вторая ночёвка в Акташе — в лесу стооолько дров! Отличные сухие дрова повсюду: толстые, тонкие, средние… Мы ходим по ним, жжем их, дрова лежат кучами и врассыпную… как продукты в супермаркете.

Укок 2009 с Off road master

День третий. Акташ — Кош-Агач — брод на Джазаторе.

Наутро третьего дня Оля и Галя, штурманы Escudo, щурясь от утреннего солнышка, мечтательно произнесли:

— Это ведь была самая холодная ночь?

— Это была самая тёплая ночь! Не считая предыдущей, — уточнил Андрей — профессиональный врач, который накануне рассказал нам, что клеща из человека нужно выкручивать против часовой стрелки щипцами — так эффективней.

Температура сна падала с повышением высоты на протяжении нашего похода: 17, 12, 1, 0°С.

Получение заранее заказанных пропусков в приграничную зону в Акташе заняло полчаса, правда, пришлось подождать до 10 утра, пока пограничники начнут работу.

Едем.

28-й обращается к колонне по рации:

— Напоминаю, что цель нашей экспедиции — посмотреть красивые места и вернуться живыми, поэтому бережём машины, лучше лишний раз забуксовать, чем что-то оторвать.

Укок 2009 с Off road master

Последний населённый пункт перед плато Укок — Кош-Агач. Посёлок сразу поражает обилием новых иномарок и повсеместными «тарелками» на деревянных избушках. Напротив базарчика стоит Хаммер. Это местный скотовод продал 50 яков и купил себе такую вот машинку. Кош-Агач — казахский посёлок в республике Алтай. В магазинах продают баурсаки, на улицах казахская речь. Здесь даже степь и горы уже не те — они тоже казахские: с пронизывающим ветром и белой травой. В такой атмосфере не хватает звуков домбры.

Укок 2009 с Off road master

Посёлок богат за счёт приграничной торговли, к тому же это северный район и зарплаты здесь в два раза выше, чем обычно. В полях зимой почти нет снега, поэтому здесь кайфово заниматься скотоводством. Кони, яки, барашки, коровы — все подряд пасутся на огромных горных полях с бело-зелёной травой — и летом и зимой.

Укок 2009 с Off road master

День четвёртый. Брод — Беляши — река Коксу — брод

По дороге на слияние рек Аргут и Коксу, в рацию кто-то спросил и 28-й ответил:
— Конечная цель нашего путешествия сегодня какая?
— Пока дорога есть — едем.

Укок 2009 с Off road master

В деревне Беляши (она же Джазатор) продают пирожки с картошкой, домашний творог, молоко и 80-й бензин. Всем этим мы затарились кто сколько мог и поехали дальше.

Ничего особо сложного в этот день колонна не преодолела, только два штурмана — Антон и Валентин — решили проверить забродни и поведение себя в потоке горной реки. Выяснили, что нелёгкое это дело — переходить реку.

Укок 2009 с Off road master

День пятый. Брод — брод — брод (7 час.) — Тёплый ключ (6 часов в пути).

— Нам надо пробраться к Азанулбизару, — объявил Гэндальф, когда гном замолчал. — Поднявшись на перевал через Багровые Ворота — так именуют его западный склон, — спустимся по Черноречному Каскаду в долину. Там вы увидите озеро Зеркальное…

На следующее солнечное утро колонна начала штурм брода.

Киргизия, Бишкек, горы

Первыми в бой пошли штурмана. Сначала течение унесло профессионального врача Андрея, потом штурмана Pajero Валентина. Благо, что они были привязаны верёвками и были вытянуты на берег. Решили больше не рисковать штурманами, а порисковать сразу машинами.

Первым (и последним) на тот берег прорвались Вася с Валей на Pajero. Перед стартом Вася взглянул на паджерика и задумчиво так произнёс:

— Единственное чего жалко будет, так это того, что своими руками в нём сделано. Это ж ни в каком салоне не купишь…

Укок 2009 с Off road master

Добравшись до другого берега, Вася и Валя сразу стали мокрыми и замерзшими — вода залила салон через печку. Следующим переправлялся командир и ему для экипажа Pajero приготовили термос с горячим чаем и бутербродами. Но… через пару часов утонула Нива вместе с командиром и Кириллом (штурманом Surf).

Кирилл сперва молча наблюдал как в потопленной Ниве мимо него проплыли бутерброды и водка, а потом героически рисковал сухостью и целостью собственного организма, стоя и лёжа на капоте командира 28-го. Держаться там было не за что, и если бы его, не привязанного верёвочкой, унесло Джазатором, то далеко, больно и надолго.

Укок 2009 с Off road master

Ниву эвакуировали до подъема к Тёплому ключу, где мы и заночевали в досчатых домиках с буржуйками. Наутро мной и Ромкой (экипаж Montero) был обнаружен душ нехитрым путём — мы просто пошли вдоль железной трубы с водой из тёплого ключа и набрели на сооружение, напоминающее домик. Заглянув туда, я обрадовалась, потому что из трубы била струя воды 16°С. Правда холодный ветер и температура воздуха близкая к нулю, всячески мешали получению удовольствия от принятия душа, но было оболденно.

Укок 2009 с Off road master

День шестой. Тёплый ключ — Кош-Агач — Тёплый ключ, 5 часов

Гэндальф достал из кармана кожаную баклагу. — Пусть каждый отхлебнет по одному глотку, — сказал он, передав баклагу Боромиру. — Это необычайно живительный напиток — здравур — драгоценный дар Имладриса. Напиток не только согрел окоченевшего Фродо, но и прогнал его недавние страхи. Остальные Хранители тоже оживились.

На 6-й день попытка взять перевал сразу закончилась вырванным рулём и срезанной у 28-го гранатой.

Prado и Montero вместе с командиром 28-м поехали в Кош-Агач за запчастями. Запчасти оказались в несколько раз дешевле, чем в Новосибирске, но сначала мужыки пошли покупать ящик водки. А в это время к нам с Ромкой подошёл местный джигит и золотыми зубами стал по-дорбому смеяться и говорить, что не проедем мы на Укок. Оказалось, что он знает биографию всего нашего путешествия с подробностями. Казахи очень гостеприимны, а их баурсаки и чай с молоком очень вкусны…

Укок 2009 с Off road master

День седьмой. Взятие Тёплого ключа, 7 часов

Вечером, пока их спутники ели, Арагорн с Гэндальфом отошли в сторону и принялись вполголоса о чем-то совещаться, посматривая на глыбу Багрового Рога. Его крутые скалистые склоны были бесплодно голыми и угрюмыми, а вершина терялась в тяжелых тучах. Очень неприветливо выглядел перевал!

На седьмой день, в 11.11 час мы, все починенные, выехали наконец-то на перевал. Через два часа, преодолев 6 км подъёма по каменистой дороге, мы остановились и засуетились, потому что остальную дорогу дух Укока скрыл от нас глубоким снегом — по пояс глубиной и с километр длиной.

Укок 2009 с Off road master

Киргизия, Бишкек

Спустя пару часов рубилова через снежную дорогу кто-то спросил и кто-то ответил:

— А есть ли смысл по этой дороге рубиться?

— Нет, смысла нет никакого, но весело…

свалка

Спустя 5 часов рубилова (преодолели около 5% снежного покрова) состоялся ужин, после которого всё бессмысленное уже не казалось таким весёлым, и колонна двинулась вниз, дабы назавтра искать другой путь. Немного даже верилось, что этот путь есть.

Укок 2009 с Off road master

На перевал Тёплый ключ мы всё-таки поднялись — только пешком.

День восьмой. Поиски дороги на плато Укок, Кош-Агач — старый Чике-Таман — Курата, 14 часов в пути

— Так и есть, — сказал Гэндальф. — Ворота не открываются. Теперь у нас одна дорога — домой.

На следующий день 28-й подъехал к местному Уралу, из которого навстречу ему вышли два мужычка, работающих на руднике (у подножья Тёплого ключа добывали до недавнего времени молибден и вольфрам).

28-й начал спрашивать было про путь на Укок, но его «верный конь» Нива покатился по склону вниз. Недолго думая 28-й подбежал к «коню» и подложил под колесо камушек, одновременно заканчивая задавать свой вопрос. Мужычки переглянулись и заметили:

— Ухты, не только у нас такой ручник.

Потом они сказали, что дорога какая-то вроде и есть, но по ней даже в августе на Урале тяжело проехать. Ну, мы же не лыком шиты, надо всё увидеть своими глазами. Поехали — и не увидели. Дорога была нормальная, но через полчаса упёрлась в снежную шапку, кончающуюся неизвестно через сколько километров. Пришлось делать групповой снимок с флагами и ехать в сторону дома, потому как по плану маршрут сегодня как раз должен был подойти к концу.

Вот тут-то все и поняли, что ехать-то домой…

Горы Укока заворожили, заколдовали, забрали сердца — сразу стало ясно, что города и посёлки прекрасны, когда проезжаешь мимо. Что плов вкусен потому, что приготовлен на месте, куда ты в ближайшее время не вернёшься, что в рубилове не обязательно взять брод, но обязательно понять кто ты есть в сложной ситуации…

Укок 2009 с Off road master

Все поняли, что скоро станут печальными, расставшись с этими горами и с колонной — и четыре экипажа из девяти решили поехать на Актру, к ледниковой вершине и новым трудным дорогам.

Остальные двинулись по маршруту 20-го — через перевалы старый Чике-Таман и Ороктой.

Укок 2009 с Off road master

День девятый. Курата — Ороктой — Чемал — Новосибирск, 15 час в пути

Ехали мы, ехали, стало темнеть. По рации прозвучал короткий диалог:

— 28-й Борису: свет включи.

— А у 28-го света нету…

Фары у 28-го отказались работать после потопа. Но когда совсем стемнело, одна фара всё же заработала. С ней-то его и остановили ГАИшники и потребовали ответа:

— Почему едете с одной фарой?

— Да что там фара? У меня ещё стартер не работает, зеркал заднего вида нет…

— Ого. Это что произошло-то?

— Да вот, утопил машинку…

После такого развёрнутого ответа ГАИшники отпустили 28-го восвояси… И мы

приехали домой.

Где всё оказалось совершенно странным: спокойно ходящие по асфальтным улицам люди в костюмах и платьях, прямоугольные дома, отсутствие ветра и белотравных гор… запах цивилизации… Всё это тааак скучно!

Пора планировать следующую поездку. Вы как?

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Киргизия, Бишкек

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Укок 2009 с Off road master

Рекомендую заглянуть:

(c) Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Ольга Салий

Странствующий блогер, международный фотограф

Комментарии приветствуются (уже оставили 13 комментариев)
  1. Alkania:

    Оля! С удовольствием прочитала твой отчёт!
    Нравится мне,как ты чувствуешь красоту каждой клеточкой волоса!!!

  2. Ольга папарацци:

    Фотографии необыкновенные. Красота!
    Интересный отчет.
    Конечно же рано в это время на Укок.

  3. Гость:

    ЗдОрово) Сайт очень приятный, побольше бы подобных статей и историй.

  4. Борис 04:

    Прочитал и как будто бы заново проехал весь маршрут. Спасибо Всем за поездку. К экспедиции Всегда готов!!!

  5. Маслова:

    Оля, замечательное путешествие:) Очень-очень здорово:) ты молодец:)

  6. Barmer:

    Ольга, респект за отчет.
    Мне не ясно брод какой реки вы преодолевали с трудом.
    Спасибо за уточнение.

    1. Ольга Салий:

      Это Джазатор, если ехать на Укок через Беляши, в начале июня мы не взяли его и его редко когда можно взять на джипах.

  7. Владлена,:

    Молодцы,смелые ребята.Успехов вам всем,чтоб кони железные не ломались,чтоб всегда возвращались,и открывали новые места.

  8. Серега изСочи:

    Когда поедите в следующий раз???

    1. Ольга Салий:

      Сергей, уже не знаем, вообще последние несколько лет каждое лето туда ездили )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *