На мотоцикле по Индии: Малый Тибет, Кашмир, Занскар. Самостоятельно

На мотоцикле в Занскар, Индия

Первый раз опубликовано и актуально на июль 2022 (еще буду дописывать по мере вопросов и воспоминаний, а так же новых поездок).

Маршрут: Манали — Дорога смерти Killar-Kishtwar — Кашмир — Занскар — Ладакх, перевал Кардунг Ла 5600 — Индийский Тибет (Хундер) — Манали. Примерно 2,5 тыс км. С этим путеводителем вам не нужно будет платить много денег за скучный мото-тур, а очень просто будет организовать себе самостоятельно грандиозное путешествие, даже если вы ни разу не были в Индии. Поехали. А я буду невидимо присутствовать рядом, помогать информацией и мысленно радоваться за вас. Итак,

чем интересен этот мото маршрут: Индийский Тибет, Гималаи, Занскар

Маршрут планировала я сама, как всегда, ни гидов, ни групп здесь не надо, мне даже жалко было эти колонны мотоциклистов, ограниченные в передвижении чьими-то планами. А вдруг внезапно захочется поехать совсем в другую сторону?

Важно. Всей информацией и путеводителями (да, их много) я принципиально делюсь с вами бесплатно в открытом доступе. Если вы ощутите насколько мои труды экономят ваше время и деньги и захотите поддержать меня в ответ, можно отправить любую сумму в качестве донейшн по номеру +79537779301 (Альфа, Сбер, Тинькоф). В этот нелегкий период буду вам благодарна.

  • Дорога смерти Киллар-Киштвар зацепила меня сразу, как только я увидела её на ютубе когда-то. Правда сейчас самый страшный участок дороги закрыт и завален обвалами, ехать надо по объезду (тоже не простому), но в целом все эти 150 км были незабываемы по итогу.
  • Кашмир — штат на границе с Пакистаном, совсем другая, мусульманская Индия. Тоже давно мечтала побывать здесь.
  • Занскар — пока сюда нет дорог, но они активно строятся. По атмосфере это самые потрясающие места, буддийские монастыри без туристов (и вообще людей здесь почти нет), очень красивые горы..
  • Малый Тибет. Это Лех и территория за ним, чтобы проехать сюда, нужно преодолеть перевал 5600м (на самом деле 5359м). Сейчас в жаркий сезон этот перевал не является сложным, но мне очень понравилось находиться на высоте и виды в пути.

Можно трансформировать этот маршрут сколько угодно. Места, в которые бы я еще заехала: Дхарамсала и горные деревни в районе Манали, Spiti Valley, Занскар (более обширно), Тцо Морири (озеро), другие озера, Сикким и тп.

У нас на этот путь ушел 21 день. Но мы очень много отдыхали и чилили: 2 ночи в Шринагаре и примерно неделю в Лехе.

На мотоцикле в Занскар, Индия. Самостоятельно
Вот они мои девочки♥: Юля (Камчатка @juliana___mur) и Марго (Новокузнецк @walnushka). Ах да, и мой инстаграм @Annatamila.

Это было путешествие «мото-девичник»: ехали на трёх мотоциклах, я и две эндуристки: Юля (Камчатка) и Марго (Новокузнецк).

Обычно я езжу одна и если вы сомневаетесь — а можно ли отправляться в эти места в одного, то я развею ваши сомнения совершенно: Конечно можно! И нужно! И очень даже кайфово. Одиночные путешествия — это лучшее, что может случиться с каждым. Даже для девушки. Тем более в этих местах.

Едем в Гималаи. Что вам понадобится:

Полезные контакты и важное:

  • Найти и купить самый удобный по датам (и дешевый) билет тут>>
  • Если на мотоцикле, то берите страховку — выбрать можно самую дешевую из предложенных Черехапой (здесь точно все компании проверенные), но ставьте галочку «управление мотоциклом».
  • Чат в телеграме по Индии (самый активный). Здесь узнаём актуальную информацию по въезду, можно даже по визам.
  • Контакт, чтобы сделать электронную визу в Индию есть в ↑чате↑ (делает Надя).
  • Ирина и Дорджи — организаторы очень интересных туров в Ладакхе, Сиккиме, Занскаре и тп, у них же отель в Лехе: Вконтакте, Инстаграм: @travel_to_ladakh
  • Аренда мотоциклов в Манали: Motorcycle Expeditions garage, сайт www.motorcycleexpeditions.com.
  • Аренда мотоциклов в Лехе (номера Манали в Лехе не пропускают) — обошли всё, нашли самые недорогие варианты и много: +919541073395
  • В Лехе стоит заехать в мото-сервис Royal Enfield, техосмотр, мелкий ремонт, помывка, смазка цепи выйдет в районе 900-1000 рупий.
  • Страховка — вот это важный момент! Оформляю её на каждый выезд, даже по России. На эту поездку вышло около 2500 руб с покрытием «Активный отдых, Езда на мотоцикле». Рекомендую делать обязательно, потому что с 2011 в теме и вижу много историй с неприятными последствиями для пострадавших мотоциклистов и сборами денег на операции. Делается страховка за 5 минут онлайн тут>>

!! Важно: Перед поездкой загрузите в телефон приложение Maps.me и обязательно прогрузите (откройте, приблизьте и закачайте на телефон все районы, по которым хотите проехать): Дели, Манали, Лех, Шринагар и тд, — в некоторых городах загружаемых районов может быть даже несколько, лучше перепроверить и загрузить больше, чем потом остаться без карты, которая будет с вами даже если не будет интернета совсем.

На мотоцикле в Малый Тибет, Индия. Самостоятельно
Лучшая часть дороги (около 20 км) Лех-Манали на высоте около 4500м (дальше будет много дичи и прекрасного тоже)

Одежда, мото экип

У меня с собой было:

  • Гермо-сумка на 50-60 (а можно и 90л) — очень важная и нужная часть.
  • Мото перчатки (взяла свои),
  • мембранная куртка (не мото),
  • раздельный дождевик (купила в Дели в Декатлоне),
  • обычные хб штаны с удобными многочисленными карманами,
  • теплая кофта, подштанники, пуховичок,
  • шлем (дали с мотоциклом, норм),
  • по обуви — ехала в берцах, девочки ехали в трекинговых ботинках.
  • Наколенники я взяла свои, но можно взять в аренду с мотоциклом.
  • Желательно иметь налокотники (у меня не было).

Если чего-то из списка у вас нет, всё можно купить в туристических магазинчиках в Манали или Лехе. Мембранные вещи, штаны, дождевики — всё это есть и стоит дешевле.

Брод на пути в Занскар, Рангдум, Индия
Больше фото местных дорог — в последнем пункте этого поста. Брод был переехан успешно, хотя я сама не ожидала этого, но деваться было некуда.

Мотоциклы. Только аренда (свой везти очень дорого и долго)

Мотоциклы Royal Enfild Himalayan 400 взяли в прокат в Макали, у Motorcycle Expeditions за 1600 рупий/сутки. Himalayan мне кажется лучший вариант для местного бездорожья, мы брали в экспедиционной конторе, хорошо подготовленные, не ломались. На высоте отлично себя ощущали. Royal Enfild Classic обойдётся дешевле, но он меньше предназначен для эндуро, хотя для этих дорог в умелых руках думаю отлично подходит тоже, да и внешне мне лично нравится намного больше.

По запчастям — в компании вместе с мотоциклами нам выдали наборы необходимого (резину, тросики, лампочки и какие-то еще штуки, которые сложно найти в пути). Но ничего не понадобилось, мотоциклы в этой конторе специально готовят к длительным экспедициям.

В Лехе нам пришлось дополнительно брать местные мотоциклы, тк на мотоциклах с другими номерами в Малый Тибет не пускают. В Лехе аренда дороже, но если вы хотите проехать только по Малому Тибету, то есть смысл прилететь сразу в Лех (только может случиться горнячка, нужна подготовка, высота 3500 в городе) и взять мотоциклы там.

В день реально проезжать по 100-200 км. 300 км мы прошли только в последний день (Тсо Кар — Манали), ехали с раннего утра до вечера. Бездорожье, серпантины и пробки из фур на отвесных серпантинах очень задерживают.

Торговаться в Индии надо везде и всегда. Очень. И за отели и за мотоциклы и в лавочках с одеждой (тем более).

Сезон дождей в Индийских Гималаях (важно!)

Сезон для такого путешествия очень короткий, проехать по этим местам можно только 2-3 месяца в году. И скорее всего это июль-август и первая половина сентября.

  • В Манали и Дхарамсале дожди начинаются уже в начале июля и часть пути Манали-Дорога Смерти, до Кашмира это ощутимо, потому что от малейших дождей начинаются завалы на дороге.
  • Занскар хорошо проезжать в конце июня-июль-август.
  • Для Малого Тибета и долины Спити лучшее время — июль, август, начало сентября.
На мотоцикле в Занскар, Индия. Самостоятельно
Стоит только сделать шаг (купить билет вообще-то)

Интернет, симкарты в Индии (проблема)

Индия — самая сложная страна для покупки симкарты туристу. У меня в путешествии было две симкарты, обе были куплены с помощью местных жителей, потому что при оформлении нужен адрес, документы, номер телефона местного жителя. Такого человека можно попробовать поискать через Каучсерфинг или в чате телеграма, который я указала в начале поста. Но есть еще важный момент:

В Индии 2 типа симкарт — предоплаченные (prepaid) тарифы и пост-оплата (postpaid). Prepaid симкарты действуют в Дели и Манали, а дальше не работают. В регионах Кашмир, Занскар, Ладакх, — работают только postpaid симкарты, которые может оформить на себя только местный житель. Такого человека найти будет уже сложнее.

Если же симкарты у вас нет, то интернет можно находить следующим образом:

  • Просить раздать мобильный интернет любого встречного, официантов в кафе и тп.
  • Искать отели с вайфаем (такие есть не везде).
  • Забыть про интернет на время путешествия.
Город Лех, Индия
Вид на тибетский город Лех, в котором приятно было зависнуть на несколько дней

Палатки, еда

Мы ехали без палаток, ночевать можно везде в гестах (ок 1500 рупий за номер на троих), а при желании на выезды можно арендовать палатку. Если путешествие от 2 месяцев, то я бы взяла палатку и спальник, но купить всё это можно недорого в Индии.

Гесты и отели проще всего находить прямо по ходу, останавливаясь и выбирая своими глазами, но можно смотреть на Букинге по рейтингу и ехать уже туда по точке на карте. Иногда именно по рейтингу попадаются очень интересные варианты.

Я так же являюсь любителем находить знакомых местных жителей повсюду, у которых можно остановиться, либо находить хостов через Каучсерфинг. Не очень активно это получилось использовать по нашему пути, но когда получалось, то было очень круто.

Еда есть везде. Очень вкусно и недорого. Я люблю даже уличную еду и люблю очень простые местные семейные лавочки, где всегда много местных толкутся и едят Тали руками.

Фрукты есть практически везде. Всю дорогу объедалась манго (примерно 100-150 рупий за кг).

!!Важно. Средство от поноса номер один в Индии и Непале — обычная Кола (не диетическая). Я насмотрелась на очень жосткие приступы у людей, когда ничего больше не помогает, никакие лекарства. А Кола и острая еда — спасают.

Бензин в Индии и Гималаях

Бензин в канистрах мы брали, но в итоге можно было обойтись. От Манали, как в сторону Киллара, так и Леха есть участок пути 300 с чем-то км без заправок и на него можно взять канистру 5-10 л. Из тех, что продают на местных рынках, пятилитровки прочнее. Мы сначала брали 10-литровые и две из трёх треснули в пути.

Бака Энфильда хватает почти на 300 км. При желании бензин можно купить между заправками в бутылках у местных жителей.

Стоимость бензина актуальную можно гуглить, когда ездила я, ценник был около 100 рупий/литр.

Права категории А в Индию

Международные права проверяли 2 раза, теперь они нужны, в отличие от того как было раньше. Сделать их можно просто и быстро через местное ГАИ, подав заявление через Госуслуги.

Итог, расходы, стоимость, деньги

Важно! Помним, что наши карты в Индии не работают (кроме ЮнионПей — по ним можно снимать с некоторых банкоматов в Лехе и Дели, но расплачиваться ими тоже невозможно). Поэтому перед выездом придётся обменять рубли на доллары и вести с собой наличку весь путь. Обменять рубли на доллары в России сейчас можно в обменниках Москвы, либо на черном рынке через чаты Телеграма.

Обменять доллары на рупии в Индии можно в крупных населенных пунктах (в аэропорту Дели курс очень не выгодный, там много менять не нужно).

  • Билеты Мск-Дели-Мск — вышли около 40 тыс руб. Но цены зависят от времени и сезона. В Чате телеграма иногда пишут про распродажи у аэрофлота (их можно отслеживать самим), либо покупать, выбирая дату с лучшей стоимостью через aviasales (это сейчас лучший способ для всех направлений).
  • Отели, ночевки — в среднем 1500 рупий на троих, либо около 900 рупий на человека. Мы часто ночевали бесплатно. Каучсерфинг в Индии довольно назойливый, не очень его люблю, но если попадается хороший местный житель, у которого можно остановиться, то это намного круче, чем отель, потому что общение и погружение в культуру бесценно.
  • Питание. Только в кафе. 400-1000 рупий в день. Совершенно нет смысла готовить в Индии, тем более возить с собой кастрюли и газовые баллоны. Из необходимого — термос очень полезная вещь. И деньги на еду. У меня уходило 300-400 рупий в день в обычные дни, если не шиковать.
  • Бензин. 100 рупий/литр. Расход 4-5 л на 100 км, итого ушло примерно 120 литров (ок 12 тыс рупий).
  • Аренда мотоциклов на 21 день — 34 тыс рупий.
  • Обслуживание мотоциклов — 1000 рупий. В сервисе были только в Лехе, один раз.
  • Подарки — это то, что вам захочется купить наверняка, делать это стоит в Лехе (проще всего), Манали (тоже оч просто) или Дели. Тут у каждого будет своя сумма, тк продаётся всякое — от дешевых мелочей до очень дорогого антиквариата, украшений и тп.

Итог. У меня ушло примерно 900$ на все путешествие, учитывая, что ночевали мы часто бесплатно, и в целом мне давно привычно жить в путешествиях и находить всякие лайфхаки экономии, если они нужны. Кстати все мои лайфхаки перечислены и выложены в открытом доступе на этой страничке>>. Плюс билеты Мск-Дели-Мск ок 40 тыс руб.

Обычному человеку понадобится я думаю минимум 1500$ на такое путешествие, плюс билеты в Индию и обратно. Это если ехать без тура, самостоятельно, по моей инструкции. Брать тур гораздо дороже и безумно скучно.

Отблагодарить автора путеводителей (то есть меня) можно отправив любую сумму в качестве донейшн по номеру +79537779301 (Альфа, Сбер, Тинькоф).

Как выглядят дороги в Индийских Гималаях

Пока я монтирую видео про дороги, предлагаю посмотреть скриншоты моей гоупро:

Будни, реальность, ежедневные отчеты и рассказы

в моих поездках всегда в большом количестве я показываю в сторис Инстаграма (@Annatamila) и немного Вк.

Я постаралась для вас и написала этот путеводитель, чтобы вы поняли как просто на самом деле осуществить свою мечту и уже сделали это! Теперь дело за вами, а я буду «рядом» — и информационно и мысленно, удачи вам!

Ваши вопросы:

Почти наверняка я о чём-то не написала и не ответила на какие-то вопросы. Пожалуйста, пишите задавайте их именно в комментариях к этому посту, чтобы я точно всем ответила, потому что личка часто перегружена и туда не успеваю писать.

Рекомендую заглянуть:

© 2022. Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Ольга Салий

Странствующий блогер, международный фотограф

Комментарии приветствуются (уже оставили 5 комментариев)
  1. Иван:

    Спасибо, очень ценная инфа! Уж два года собирался в те края, но своим ходом хочу ))) (@crazymotonomad)

    1. Ольга Салий:

      от своего хода меня останавливает сумма залога, которую в Пакистане при пересечении границы оставлять нужно

  2. Иван:

    Что то я не встречал упоминания о залоге в Пакистане, хотя читал/смотрел не мало, но до ковида… Или это свежая инфа?

    1. Ольга Салий:

      КОРНЕТ ДЕ ПАССАЖ. Для поездки на собственном транспорте через территорию Ирана, Пакистана и Индии вам потребуется Корнет де пассаж. Этот документ позволяет въезжать в эти (и другие) страны без уплаты таможенных платежей на границе. Оформляется для россиян он в РАФ (Российская Автомобильная Федерация), стоимость оформления составляет 12000 рублей + залог, который рассчитывается исходя из стоимости транспортного средства. В 2016 году залог составлял от 70000 до 175000 руб в зависимости от модели мотоцикла, на машины расценки совсем другие. Залог возвращается при предоставлении правильно заполненной книжки Корнет де пассаж.

    2. Ольга Салий:

      Это кстати не на границе именно с Пакистаном, не помню где его оплачивают, почему-то в памяти сидит Пакистан просто

Добавить комментарий для Ольга Салий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.