Пока мы тут в России считаем, что домашнее обучение придумано для детей, не способных посещать школу по болезни, в развитом мире дома оставляют учиться одаренных детей, талант и личность которых боятся нарушить стандартной школьной программой. В Новосибирске таких детей десятки. Во всей России – около 25 тысяч, в США – более миллиона.
О своём личном опыте рассказала мне организатор клуба родителей, чьи дети учатся экстерном, Вика Бродская. Её сыну Илье 7 лет. Он учится дома (интервью было сделано в 2009 году, как учится Илья сейчас можно прочитать в конце этой странички).
— Вика, расскажи о своём собственном примере. Как ты решилась оставить Илью дома первого сентября?
— Я оставила сына на экстернате, потому что у меня ребёнок особенный и сначала я поняла, что в садик его не отдам, а потом и в школу.
— А как ты поняла, что он особенный?
— Это даже не я поняла, а окружающие меня люди. У меня это был первый ребенок, и сравнивать было не с кем. А моя подруга педагог обращала внимание на такие вещи, на которые я сама бы никогда не обратила бы внимание. А когда он в два с половиной года сам начал писать и читать, вот тогда я уже поняла, что это действительно нечто.
— А кто его научил?
— В том-то и дело, что его никто не учил. Но если говорить о нашем ребёнке, то это отдельная тема и я могу говорить очень долго. Он всегда задавал вопросы, а мы никогда не отмахивались, а старались объяснить так, чтобы ему было понятно. Когда мы читали книги, я читала и водила пальцем. И в определённый момент ребёнок просто стал читать не буквами, а сразу словами. И писать стал примерно в это же время.
У него были психологические некоторые особенности, например то, что он не видит людей. Не то чтобы он считает себя центром вселенной… он может идти на группу людей, если ему надо идти этой дорогой и ему всё равно, что он мешает всем, что люди об него спотыкаются, он идёт.
— Мне кажется это многим детям присуще… Только некоторые родители считают, что это недостаток и объясняют, что так нельзя делать.
— Детям часто не доверяют… Да и взрослым тоже. В общем, в какой-то момент я просто залезла в интернет и начала читать всё подряд об одарённых детях. На самом деле их гораздо больше, чем нам кажется. Просто ведь мы переделываем их с детства под себя или под общую систему… Информации было очень мало и в основном всё сводилось к Сократовской школе в Москве. В результате мы туда съездили, и нам сказали, что очень хорошо, что мы не отдали Илью в садик. И в обычную школу нам ни в коем случае нельзя.
И тогда я стала искать экстернат в Новосибирске и нашла педагога, который работал со старшеклассниками, помогая им закончить 10-11 классы за один год, чтобы больше времени было на подготовку к экзаменам. Это сейчас очень распространено, потому что освобождает старшеклассникам много времени и помогает лучше подготовиться к поступлению.
Мы созвонились, познакомились, и он начал заниматься с Ильёй. Потом мы нашли школу в Новосибирске (с большим трудом), в которой нас приняли на экстернат. По закону обязаны все принимать, но на деле это зависит от личного отношения директора.
— Вот с этого места пожалуйста подробнее… Нужно ли что-то платить, если ребёнок учится дома?
— По закону школе выделяются деньги на ребёнка, и если ребёнок в школу не ходит, а сдаёт экзамен экстерном, школа обязана родителям выплатить эти деньги. В Новосибирске это не действует нигде. В Москве это действует в некоторых школах.
— Что ещё по закону положено ребёнку и вообще, что нужно делать, чтобы оформить ребёнка на экстернат?
— Нужно найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения, потом написать заявление на имя директора. По идее можно получить в школе на время обучения бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей. Учить ребёнка могут сами родители или приглашенные преподаватели.
У родителей, которые забирают ребенка, есть два пути. Первый путь – это просто изучать школьную программу. Забирая ребёнка, надо чётко понимать для чего вы это делаете. У нас у многих родителей в группе мотивом является время на дополнительные занятия. Экстернат освобождает огромное количество времени. Ведь, по сути, для изучения школьной программы достаточно полтора часа самостоятельной работы дома, а остальное всё время свободно.
Второй путь – то, чем занимаемся мы и ещё пара родителей в Новосибирске. Этим занимается наш преподаватель Алексей Битнер. Он отталкивается от интересов ребёнка. И всё что он делает – это отвечает на вопросы ребёнка. И урок может состоять из совершенно неожиданных вещей. Как, например, у нас – он может начаться с чтения рассказов Льва Толстого, потом перейти на химию, изучения углеродов, дальше перейти на математику. Просто идёт урок, и ты, не следуя программе, не говоря, что это вы будете изучать потом, отвечаешь на вопросы ребёнка.
И они занимаются сейчас и тригонометрией и астрономией и физикой. Они собирают двигатели из конструктора, они собирают макеты глаза человека из пластилина, они пишут пьесы, сочиняют стихи. И при этом мы отдельно готовимся к школьным экзаменам по школьной программе. В итоге у ребёнка в 7 лет те знания, на которые он способен. Он решает задачи, которые решают в физмат школе при МГУ. Просто потому, что это ему интересно. Если это становится ему не интересно, то мы переключаемся на то, что ему интересно.
Раз в неделю у него занятия по астрономии и они решают такие задачи, как во сколько раз объём солнца больше или меньше суммарного объема всех остальных планет солнечной системы.
Что ещё мне интересно – Алексей никогда не даёт готовых ответов. Когда у Ильи возникает вопрос, то Алексей сначала спрашивает у него «А как ты думаешь?». И сначала ребёнок выдаёт все свои версии. Они могу быть самыми невероятными, могут быть глупыми… Но таким образом мой ребёнок сам доказал теорему Пифагора, сам пришёл к квадратичной функции.
— В 7 лет он решает квадратные уравнения?
— Да. Если ребёнка не загонять в рамки, он развивается сам – так, как способен развиваться.
— Сколько раз в неделю он учится?
— Каждый день кроме субботы и воскресенья. Пять раз в неделю.
— Тут могут быть трудность у тех, кто захотел обучать ребёнка на экстернате, но у них нет денег и они должны работать.
— У нас есть такие родители. Экстернат ведь вовсе не подразумевает работу с преподавателем. Большинство родителей обучают сами. Но здесь у всех родителей возникает вопрос – все говорят: « Я не справлюсь». Отсюда ещё одна тема возникает. Ребёнку интересно то, что интересно родителям. И самый лучший способ обучения – это учиться вместе. Это намного интересней. Наша задача просто победить этот комплекс – когда кажется что ничего не получится. В итоге наши родители-гуманитарии решают сложные математические задачи, потом перезваниваются и обсуждают, кто как решил…
— Вика, сколько времени родители из вашего клуба тратят на обучение ребёнка в день?
— А вот это зависит от того что ты хочешь вложить в ребёнка. Если заниматься просто по школьной программе, то сначала будет уходить какое-то время, чтобы научить ребёнка работать самостоятельно. У нас почти все мамы работают, всем некогда и они почти не тратят времени на ребёнка. Есть дети, которые вообще сами и языки изучают и программу осваивают.
— Наверняка вас сразу спрашивают о социализации и работе в коллективе? Как это происходит без школы?
— Во-первых, я могу утверждать совершенно точно, что социализация никак не связана с работой в коллективе. Потому что в школе есть масса детей, которые асоциальны, во-вторых, школа не учит работать в коллективе. Она заставляет, но не учит этому. Для ребёнка на экстернате мы можем создавать ему среду – приглашать детей – это могут быть просто его знакомые, могут быть такие же дети, которые на экстернате. Они общаются и если мы видим какие-то проблемы взаимодействия, то мы потом вместе обсуждаем их.
Потом, семья — это ведь тоже коллектив. И в семье ребёнок учится общаться – не в школе. И если семья ставит цель научить общаться, то она научит общаться гораздо быстрее, чем в школе. У всех родителей встаёт вопрос, что дети должны общаться. Но в больших группах этому не возможно учиться – это возможно в группах по 2-3 человека. И у нас два раза в неделю он занимается вдвоём с другим учеником. И там он учится взаимодействовать в команде. Вот это вот самая лучшая социализация. Потом ведь есть ещё дополнительное образование, секции, кружки…
Вообще, экстернат это совершенно другой образ жизни. Это взаимодействие родителей и ребёнка и это мне кажется намного интересней.
— Не получается ли так, что ты сейчас делаешь выбор за своего ребёнка, взваливаешь на него груз своих ожиданий?
— В плане воспитания у меня есть чёткая позиция, но в плане жизненного пути – я не буду за него делать выбор и за него принимать решения. Даже сейчас если я вижу, что ему что-то не нравится, то мы останавливаемся и не идём в этом направлении. Я не знаю, кто из него вырастет, может это будет талантливый сантехник.
Главное, какую систему ценностей мы прививаем нашему ребёнку, что важнее – его личность или результаты, которых он достиг. Или я его люблю таким, какой он есть, или я его люблю за то, что он чего-то достиг. Ведь практически любой ребёнок талантлив в чём-то своём, и мы просто можем не знать об этом и загонять его в свои какие-то рамки. А кто скажет, что именно эти рамки правильны?
PS. Интервью было сделано в 2009 году. Сейчас Илье 13 лет и он поступил в Чарльстонский Университет в США. (Новость об этом на английском: abcnews4.com/news/local/13-year-old-student-at-csu-working-to-praise-god-with-abilities)
Рекомендую заглянуть:
- Экстернат. Ещё один личный опыт удалённого обучения
- Как я начинала работать удалённо и что получилось
- Туристическая страховка онлайн
- Как работать удалённо
- Как уехать жить в Таиланд
© Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям: