Про глухих

Когда я не знал ни одного слова на языке жестов и встречал на улице или в метро глухих, машущих своими руками-словами, руками-фразами, меня всегда завораживал их полет. В глазах этих ребят я всегда видел какую-то необыкновенную, едва уловимую тень. Я видел силу, с которой они выросли, ведь без этой силы невозможно было проплакаться в тот самый день, когда ты понял, что не слышишь маму. Я догадывался об этой силе, потому что сами они настолько к ней привыкли, что или не замечали её, или спрятали глубоко внутрь и забыли о ней. Начать говорить на улице жестами — это значит показать всем — смотрите, я не такой, как вы. На это тоже нужна сила. А они жестами не только говорят, они рассказывают анекдоты, читают стихи, матерятся, поют. И при этом могут и плакать, и улыбаться. Но тень этой силы я вижу в них всегда. Даже по фотографиям людей могу точно определить — этот глухой, а этот — как я — говорит жестами. Мне всегда хотелось ощутить саму эту силу — когда ты говоришь жестом.

И когда я встречал глухих, так оживленно рассказывающих какие-то неведомые мне простые их тайны, и не мог сказать им ни одного слова, мне казалось, что они машут своими руками как птицы, а я стою на земле, и вынужден лишь глазами провожать их полет.

В Дубль-ГИС место, где я встречаюсь, общаюсь и работаю с глухими, обозначено просто: «здание, подключенное к интернет». У меня складывается парадоксальное ощущение: это не глухие. Это слышащий мир глух к нам. То есть к ним — сам-то я слышу.

Немые

Меня раздражает, когда про них говорят: глухонемые. Я сразу понимаю, что человек, так мыслящий, с ними никогда близко не общался. Немой — это тот, который не может сказать. А они могут. Только на своем языке. Я вообще думаю, что глухие — это национальность. Не зря и фильм назвали «Страна глухих». Это действительно страна, и там не важно кто ты — бурят, русский, армянин, англичанин… Они друг друга поймут. Был даже такой проект — отдать им какую-то территорию на севере — сделать наподобие Еврейского АО — округ глухих, где все бы они жили, работали, общались. Подальше от нас. Слава Богу, не получилось там с проектом…

Если рассматривать их проблемы с дефектологической позиции, то у них не все так плохо. 98% информации поступает в мозг через глаза, слепым, как я думаю, тяжелее. А есть ещё слепоглухие-то есть и не видят, и не слышат. Но и в такой ситуации эти люди могут говорить — через особый язык — прикосновений, системы пожиманий рук, познают мир через запахи, вкус, тактильные ощущения. Пушкина им, конечно, трудно читать, но они все равно не немые.

Однажды я попал в автобус, где ехали одни глухие. Армяне и наши — буряты, якуты, русские. Причем они встретились десять минут назад, поздоровались, сели в автобус и поехали. Друг друга не знают. Язык совпадает примерно на 60%, но они уже так бегло говорят на своем армяно-русско-бурятском жестовом, что я невольно думаю: мне б так схватывать на лету иностранные языки. Я бы смог на армянском сейчас хоть пару фраз?

Стемнело. И пока они садились в автобус, пока всех ждали, водитель держал в салоне свет. А как сели — он — понятное дело в салоне свет вырубил. Э-э-э-э! — захлопали, застучали, закричали — дайте свет! Нам говорить надо!

РЖЯ за три дня

Это было в Тюмени. Мы были там на фестивале пантомимы. Нас встретили ребята из Тюменского театрального института, и мы им сразу чем-то приглянулись. И один их мальчик влюбился в одну нашу девочку. Такое ещё бывает в нашем мире. За три дня фестиваля он выучил РЖЯ — русский жестовый язык. Мои ребята смотрели как-то косо, не на него, нет! На меня. Я за год работы с ними едва пару фраз запомнил, а этот тюменский паренек, ей, кажется, уже стихи читал… Потом эта история превратилась в спектакль.

Так что всё возможно, было бы желание.

Пение

Впервые я увидел, как поют глухие в 2001 году. В плацкартном вагоне мы возвращались с фестиваля, где группа глухих танцевала. Их было около двадцати. И во время выступления за кулисами стоял их хореограф-дирижер и отмахивал сильные доли. Глухие танцоры. А тут они нас спросили: «Хотите, споем?» «Конечно хотим». Они достали магнитофончик на батарейках, пошла кассета, а в ней — Боря Моисеев. Да, думаю, ну и выбор… Но когда они замахали руками, запели и полетели оглохшими птицами

«… Глухонемая любовь стучалась в окна,
Глухонемая любовь стучалась в двери.
Где в этом мире немом душе согреться?
Глухонемая любовь стучалась в сердце…»

Мне показалось, что и Боря как-то по другому поет, более чисто что-ли… Стук колес, близко их глаза и жесты… они превратили попсу в произведение искусства. Просто они пели о личном. Сдерживая слезы, я понял в одну секунду — я буду с ними.

Они каждый год проводят конкурсы жестовой песни. Мне хочется, чтобы выбор их был все же более вкусовым. Поменьше б попсы. Но они, кажется, любую песню вытянут, превратят, заставят звучать. У них есть на это сила.

Ничего лишнего

В какой-то момент я стал думать: а чего же они не слышат? Сначала они не слышали маму, и это ужасно. Колыбельная, нежное мамино воркование, гули-гули… но мама, наверное, по-другому говорила, что любит: гладила, шептала в ушко, так, чтобы губы касались и щекотали, это ведь тоже способ донести… И они поняли, привыкли.

Потом школа. Я не знаю, какие у них были учителя. Наверное, как и везде — кто-то любил свою профессию, кому-то было по барабану. Но в школе уже проще — ты уже все понимаешь. А о том, что наступила перемена, скажет не школьный звонок, а классный руководитель — вот и вся разница.

Институт. Вот тут сложнее. Переходный возраст. Нужно доказывать миру, что ты конкурентоспособен, что ты не хуже других. Нужно в любви признаться. Тут словами-то не знаешь как… А жестом? Может, и проще, не знаю. Я видел, как в магазине одна девушка очень долго покупала пирожные, и вот такой примерно был диалог:

Продавщица: — Эти?
Девушка: — (кивает) Нет.
Продавщица: — Эти?
Девушка: — (кивает) Нет.
Продавщица: — Эти?
Девушка: — (кивает) Да.
Продавщица: — Сколько?
Девушка: — (показывает) Три.
Продавщица: — Есть только два. (показывает) Два.
Девушка: — (показывает) тогда этих.
Продавщица: — Сколько? (не знает, как показать) Сколько?
Девушка: — (показывает) Этих два, и этих два.
Продавщица: — А с этими (показывает на первые) что делать?
Девушка: — (показывает) Беру!
Продавщица: — А эти? (на вторые)
Девушка: — Тоже.

И у обеих в голове одна мысль: «Ну как же можно быть настолько тупой?»

В какой-то момент я стал думать: а чего же они не слышат? Немного пообщавшись с ними, я понял — что надо, они услышат. Даже тотально глухие. Но вообще, как я думаю, они не слышат много такого, чего бы я не хотел слышать. Они не слышат предвыборных обещаний — этой рафинированной лапши на ушах, не слышат попсы, не слышат шума машин, к которому мы уже привыкли и не замечаем, не слышат рекламных блоков по телевизору, да много ещё чего. Они не слышат ничего лишнего.

Тишина внутри. Мы её ищем, суетясь в городской толпе. А у них она по определению. Наверное, для того, чтобы они слышали другое. Пульсацию руки во время танца. Дыхание. Стук сердца.

Может, и нам в иные случаи, лучше перейти на жесты? Они выразительнее замусоленно-произнесенного «Я тебя люблю». Они проще. Они честнее.

Помолчим хотя бы день?

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Алексей Талашкин

Добавила Ольга Салий) Выпускник факультета дошкольного воспитания НГПУ, играл в сборных КВН НГПУ с 1995 по 2004 г., один из основателей апрельского капустника команд КВН НГПУ «Свободное ухо апреля», старой традиции КВН НГПУ. Трижды чемпион «Неестественного отбора». Выпускник (2003 г.) АПРИКТ (Академия переподготовки работников искусства, туризма, культуры) отделения пантомимы и пластической культуры театра. Учился у И. Г. Рутберга, заслуженного деятеля искусств России, заведующего единственной в России кафедрой пантомимы.  С 2002 года — режиссер студии пантомимы института социальной реабилитации для глухих и слабослышащих при НГТУ, с апреля 2007 года — режиссер студенческого клуба НГПУ.  Преподаватель Школы звонарей при храме Михаила Архангела с 2005 года.

Комментарии приветствуются (уже оставили 14 комментариев)
  1. Катерина:

    А я теперь почти всегда молчу! Молчу и молчу! Мне теперь просто не с кем поговорить!
    А когда волнуюсь или тороплюсь — всегда перехожу на жесты! Я соскучилась по нашим детям! Скорей бы в работу за спектакль! правда смотреть я его буду скорее всего со стороны!

  2. Елена:

    Каждый день говоришь человеку: «Люблю тебя,люблю тебя, люблю тебя». И счастлив. И думаешь: «Люблю -то как!». А потом устаешь. Решаешь помолчать хотя бы день. Нравится. Внутри все упорядочивается, мысли становятся стройными. Человек волнуется, спрашивает: «Любишь? Любишь? Любишь?». А ты сказать этого не можешь уже. Как будто слова налились чем-то тяжелым, стали неподъемными, непроизносимыми.

  3. Тамара:

    Я работаю на ТВ. Сейчас делаю передачу о враче, лечащем болезни ушей. и тут натолкнулась на вашу статью. очень она меня тронула, я бы хотела поговорить с вами, по переписке, конечно, я живу в регионе… в якутии. Я как то не думала никогда, что можно не слышать маму…

  4. Алексей Талашкин:

    Тамара! можно написать сюда:
    talashkin@ mail.ru
    Не знаю, можно ли публиковать это тут, но по этому адресу можно найти группу наших глухих ребят: vkontakte.ru/club6040887

  5. Танюша:

    Видела как глухая молодёжь куда-то шла вместе..переходила дорогу..все такие красивые..какие-то чистые..может я и преувеличиваю..но их взгляды..немного как будто из другог мира ..они смотрят в мой глаза чистые иу мные..а мне не проникнуть в их..я это почувствовала

  6. Ольга:

    А я счастлива от того, что Я частичка «СТРАНЫ ЛУХИХ». Хоть я и слышу…

  7. Дмитрий Травин:

    Бессмысленное нытье. Нормальным здоровым человеком быть куда лучше. Кому надо, тот услышит, увидит и узнает все что захочет, вне зависимости от того, каков он — глухой, слепой или безногий. У здорового человека куда больше возможностей. А восхищаться силой людей с ограниченными возможностями легко — им ведь так трудно! Но они ничем не отличаются от других кроме своих возможностей. И среди слепо-глухо-немых есть ничтожества, не способные предпринимать усилий, и среди абсолютно здоровых людей — в высшей степени достойные люди. Как-то выделять людей, не имеющих слуха или зрения — это либо им на руку (для подкормки их самодовольства), либо во вред (если они не хотят лишнего внимания). И только один всегда в выигрыше, хоть возможно и не осознает этого: тот, кто хвалит их. «Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит,
    когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус — не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?», как говорил Фридрих Ницше.
    Вот и я об этом. Жалеть никого не надо. Слабый в любом случае не построит дорогу в жизнь, сколько ни жалей. Сильный — в любом случае не нуждается в сожалении. А есть у человека возможности, нет их — невелика важность. Между прочим, у «ограниченных» возможностями людей есть одно качество, которое автор-таки и не вынес, а оно самое главное: им удается нормально жить и существовать только лишь при том, что они не придают НИКАКОГО значения своей ограниченности. Вот только тогда они живут нормально. А подобные статейки — что пиар и восхваление тех, кто так же как и все остальные живет, любит, ненавидит, борется, размножается и точно так же умирает. А потому — не размазывайте слюни по стеклу, последуйте примеру ограниченных людей. Не зацикливайтесь на всякой ерунде, и если вам достало сил назвать ерундой всё что угодно — любая беда будет нипочем. Вот человек (youtube.com/watch?v=lN28Hv2IuZ8), живет себе и радуется, и не нужны ему нытики, скорбящие над ним, и восхвалители на пустом месте. Любой сильный человек сделал бы то же самое, окажись в такой ситуации. Это же касается любого ограниченного возможностями.

    «»Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего:
    «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь
    добродетели связана с наибольшими трудностями.» Ф. Ницше. :)

  8. Александр:

    Десять лет я был в «стране глухих».
    По вине врачей.
    Не слышал, но все понимал. Да еще и работал. И ниkто не замечал.
    Только внимательные, чувствовали.
    Антибиотики.
    Сейчас одним ухом слышу. Чудо.
    Наверное самоочищение произошло!

  9. Александр:

    А сейчас и врачи не верят.
    — притворялся, говорят.
    А мне уже 62.
    Чего прирворятся?

  10. Инна:

    живу с глухим мужчиной,влюбилась в него!а почему нет?все чувства и эмоции,как у подростка,через край!но и трудно порой — слышащему-то человеку не все объяснишь,и нужные выражения найдешь,а тут…
    я учу его правильно говорить,поставила ему нормальный тембр голоса…если бы было в моих силах совершить чудо и подарить ему слух!он смог бы услышать свою любимую группу «Queen»,которую знает только по вибрации!он мог бы услышать мой голос..чудеса ведь случаются?!

  11. Оля:

    Я тоже обожаю глухих.Учу их язык. Люблю их за эмоциональность.

  12. Настя:

    Прекрасная статья) Большое спасибо автору

  13. Елена:

    Здравствуйте! Я писатель и начинающий сценарист. Сейчас пишу сценарий о певице, потерявшей слух.Всё, что здесь написано, очень интересно для меня.Так бы хотелось узнать у Инны, как она ставила тембр голоса своему любимому!Спасибо!

  14. Юлия-Квітка:

    _ Когда-то помню общалась с глухой знакомой, пожилой женщиной. Всю жизнь она проработала на швейном УПП, в итоге имела лишь крохотную комнатку в общежитии глухих. Она рассказывала что-то о своих соседях, жаловалась, что-то говорила о своём желании договориться, чтобы перейти жить в другую комнату общежития, которая на пару метров больше. И столько боли, переживания, надежды было в её лице!.. В те минуты я почему-то пожалела, что понимаю её, их язык. Вокруг шумела улица, рынок, остановка, множество слышащих людей спешило по своим делам. А этой женщине просто хотелось быть услышанной… ((

    vk.com/id17292256

Добавить комментарий для Оля Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *