Экскурсия туда, где звучит настоящая музыка. Тбилисский музей грузинской музыки

Музей в Грузии

О Тбилисском государственном музее грузинской народной музыки и музыкальных инструментов я узнала совершенно случайно. Мне рассказал о нем один парень, турист их Москвы, инженер по профессии и коллекционер музыкальных инструментов по зову души. Как он набрел на музей, мне не известно. Я и сама-то с трудом его обнаружила . И не мудрено, ведь вокруг ведется нескончаемый ремонт (реконструкция Старого Тбилиси), да вывеска у музея скромная. Это ничего. Кто захочет – найдет. Ориентир – вход в арку и вниз по лестнице напротив церкви Сурб Геворк, точный алрес ул. Самгебро, 6.

Что же я увидела в музее и почему решила сделать о нем репортаж?

В первую очередь меня привлекли сотрудники музея: директор Реваз Котрикадзе и заместитель директора Георгий Махарадзе. Они с удовольствие провели для меня экскурсию, подробно рассказали об истории, музея и даже позволили заглянуть в святая святых любого подобного заведения – его запасники.

А посмотреть было на что, и это вторая причина по которой я пишу эти строки. Ведь коллекция музея насчитывает более 5 тысяч экземпляров разнообразных музыкальных инструментов, при том не только традиционных грузинских народных, есть образцы со всего мира, начиная от балалайки и заканчиваю роялем.

Музей музыкальных инструментов в Грузии

Музей музыкальных инструментов существует с 1975 года. Он был создан Министерство культуры Грузинской ССР на базе Музея театра музыки кино и хореографии. Основой экспозиции стала коллекция механических музыкальных инструментов, собранная Аркадием Ревазишвили. С момента основания музея, экспонаты и коллектив вынуждены были сменить пять различных помещений. С 1984 года музей отделился в отдельное учреждение и получил название Музея народных музыкальных инструментов. С 1989 года батони Реваз Котрикадзе возглавил музей и в 2006 году по его инициативе музей был переименован в Музей народной музыки и музыкальных инструментов.

Директор музея Георгий Батони

— У меня высшее музыкальное образование. Я окончил нашу консерваторию по классу кларнета и играл в Симфоническом оркестре с 1979 по 1983 год. Затем был директором ахалкалакской музыкальной школы в течение 5 лет. Вот уже 22 года как возглавляю этот музей, — рассказывает Батони Реваз. — Условно собрание музея можно разделить на три зала. Первый из них посвящен грузинским народным музыкальным инструментам и традиционному грузинскому полифоническому пению.

Батони Георгий показывает мне развешенные на стенах старинные и современные народные инструменты, поясняя их предназначение и особенности:

— Грузинская народная музыка поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Самый древний музыкальный инструмент – трехствольная свирель, был найден археологами при раскопках крепости Бебрис цихе во Мцхета. Среди старинных духовых музыкальных инструментов представлены саламури – свирели из Кахети и Тушети, и многоствольные свирели из Гурии и Самегрело, датированные 5-6 веком до н.э.

Грузинская многоствольная саламури — ларчем-соинари встречается в западной Грузии: в Самегрело названием «ларчеми», а в Гурии — «соинари». Состоит из шести трубочек разной длины, каждая из этих трубочек издаёт звук определенной высоты. Трубочки соинари сделаны из тростника. Они соединены ремнём. Между мегрельской и гурийской свирелями нет принципиальной разницы.

гурийская свирель

В Раче и Аджарии солисты-мужчины аккомпанируют себе на чибони и гудаствири. Гудаствири (волынки) и сегодня распространены в Раче, в Аджарии они называются «чибони».

Гудаствири состоит из двух основных частей: «гуда» (кожаный мешок) и рога. Гуда изготовлён из овечьей кожи. В овечий мешок вставлён рог (гнездо волынки). В неё вставлены тростниковые свирели одиноковой длины. На этих инструментах исполняются мелодии в два голоса. Рог помещён в футляр. Его часто украшали цепочками, золотом и цветным стеклом, в нем положен «грубели» (губка), которая впитывает слюну выделяемую во время игры. Кожаный мешок хранят в специальной сумке.

Диссонанс является очень распространенным на западе, в Мигрелии и Гурии, которые также характеризуются высоким и резким йодлем, например, в песнях, называемых «Криманчули». Традиции Сванети, возможно, являются старейшими и наиболее традиционными, по причине сильной региональной изоляции.

Сванетские гармонии являются угловатыми, средний голос ведет мелодию, сопровождаемый двумя поддерживающими голосами, все три в очень узком диапазоне.

С фотографий 19-го века, развешенных на стенах, на меня смотрели полузабытые лица участников первых самодеятельных и профессиональных певческих коллективов Грузии.

— На этом фото запечатлен коллектив Иосифа Ратиля, который в 1880 году приехал в Тбилиси на гастроли, будучи оперным певцом. Он был настолько очарован Грузией, грузинским гостеприимством, теплом и вниманием, навсегда остался здесь. Из Чехии музыкант привез в страну, которая его пленила, самое дорогое – свой талант.

Глубокие познания в музыкальном искусстве позволили ему сблизиться с грузинскими музыкантами и композиторами: А. Бенашвили, М. Баланчивадзе, Н. Каргаретели, З. Чхиквадзе и др.Неиссякаемый интерес Ратиля к грузинской народной музыке привлек к себе внимание Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Я. Гогебашвили, видного публициста Сергея Месхи.

Именно Ладо Агниашвили принадлежит идея организовать народный хор, собрав со всех регионов Грузии лучших исполнителей. Хормейстером же пригласил Иосифа Ратиля, которому удалось создать высокохудожественный хоровой коллектив, сумевший сразу же завоевать широкую известность. В хоре было 25 певцов, одетых в грузинские национальные костюмы. В их числе были известные грузинские певцы, композиторы Дмитрий Аракишвили, Иванэ и Захарий Палиашвили и др. Официальной датой рождения грузинского хора является 1885 год, — рассказывает Реваз Котрикадзе.

Хор Иосифа Ратиля был одним из первых подобных коллективом, но не единственным. Его примером воспользовались энтузиасты народного творчества и начали активно организовывать ансамбли во всех регионах Грузии. Необходимо упомянуть Дзуку Лолуа, организовавшего «Западно-грузинский народный хор» в Сухуми.

Я вижу фотографию молодого Сандро Кавсадзе, деда знаменитого грузинского актера Кахи Кавсадзе. Тот стоит в окружении красивых мужчин в национальных костюмах и обаятельно улыбается.

— Он был основателем самого большого хора грузинской песни: Народного хора песни и танца Грузии. Учился в Тбилисской семинарии вместе с Сосо Сталиным, последний даже пел в его хоре, — отвечает на мой невольный вопрос Георгий Махарадзе.

Невозможно представить себе музей, посвященный народной музыке без аудиозаписей живого традиционного пения. В «грузинском зале» представлена целая коллекция пластинок с уникальными старинными записями грузинских народных песен в исполнении ансамблей, хоров и солистов.

— В конце девятнадцатого века был изобретен фонограф. Наш экземпляр в рабочем состоянии не смотря на то, что год его выпуска – 1887-ой. Благодаря таким аппаратам этнографы конца 19-го – начала 20-го века имели возможность записывать народные песни, – батони Реваз демонстрирует мне как работает фонограф.

Первыми народные песни в Грузии записывали англичане в 1901 году. На бывшем Головинском проспекте было открыто ателье звукозаписи. В то время публику интересовало абсолютно все – классическая и народная музыка, восточные мелодии. Эта студия действовала до 1914 года и была единственной в своем роде на весь регион. К нам приезжали желающие быть записанными из Ирана, Азербайджана и Северного Кавказа.

С началом первой мировой войны сотрудники фирмы уплыли на Туманный Альбион на пароходе, забрав с собой все матрицы, сделанных ими записей. Они и по сей день хранятся в Великобритании в Лондонском архиве, — продолжает рассказ Георгий Махарадзе. Мне показывают аппарат для воспроизведения записей – граммофон, он тоже в замечательном состоянии.

Музей музыки в Грузии

В России первый граммофон появился в 1897 году, в том же году была сделана первая запись на русском языке. В 1901 году английским акционерным обществом «Gramophone» в Риге была организована первая фабрика грампластинок в России.

Вскоре на территории России было открыто 5 представительств фирмы «Gramophone»: в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Тифлисе и Риге.

Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса. Стили народной музыки различных регионов Грузии сильно отличаются друг от друга, что затрудняет описание «грузинской народной музыки» как монолитного целого.

Кахетинские мелодии звучат, как речитатив (с акцентированием текстов, которые являются высоко поэтичными), а затем распадаются на серии витиеватых каскадных орнаментов. Возможно, наиболее известным примером музыки в кахетинском стиле является патриотическое «Чакруло».

Я затаив дыхание наблюдаю, как заводят граммофон, игла неспешно касается поверхности пластинки. И только успеваю подумать о том, каким же будет звук? Скрипящим, с характерным потрескиванием? Смогу ли я различить голоса из прошлого? И вот уже я слышу звук сильного мужского голоса, звучание грустной мелодии очаровывает. Как будто и не было десятков лет, отделяющих меня от момента записи композиции, мне кажется что концерт происходит прямо здесь, в просторном зале музея вживую. Звучит картлийская песня «Оровела», это типичная песнь труда, исполняемая в восточной Грузии.

Мы еще долго осматривали экспозицию музея.

Восточный зал, в котом хранятся струнные, духовые, смычковые, ударные инструменты, это и и дудуки и доли, и тар, саз, кяманча… Отдельного интереса заслуживает коллекция миниатюр музыкальных инструментов.

Завершила я свою экскурсию по музею осмотром «западного» зала. Все экспонаты невозможно перечислить в одной статье.

Поверьте, посещения Государственного музея народной музыки и музыкальных инструментов стоит потраченного времени и денег (билет стоит 3 лари для взрослых, 1 лари для учащихся, услуги экскурсовода – 5 лари).

Несмотря на то, что музей является государственным учреждением и состоит на балансе Министерства культуры Грузии, у него существует множество проблем, в основном связанных с финансированием. Красота музея, его неповторимость и уникальность, безусловно, требуют внимания и поэтому нуждаются в поддержке всех ценителей подлинного искусства.

Маленький островок аутентичной народной музыки — приглашает всех прикоснуться к древней культуре, стать свидетелями небывалой красоты, вдохновения и любви,воплощенные в дереве, бронзе, меди и серебре. Музей работает с 11. 00 до 18. 00, каждый день, кроме воскресенья и понедельника, и желал бы установить дружественные связи с подобными музеями во всем мире в целях обмена информацией, опытом, экспонатами.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Комментарии приветствуются (уже оставили 3 комментария)
  1. Ольга Салий:

    Наташа, спасибо — полезный материал.

  2. Наталия Сахно:

    Спасибо! Я рада, обязательно еще что-то интересное повешу тут.

  3. Ирина:

    Наталья, спасибо за статью, очень интересно. Вы пишите, что музей «желал бы установить дружественные связи с подобными музеями во всем мире в целях обмена информацией, опытом, экспонатами». Но как можно установить хоть какой-то контакт, если, кроме почтового адреса и времени работы, никаких контактных данных? Мои поиски во всяком случае ничем не закончились. Тема меня очень интересует, потому что мы содержим музей механических музыкальных инструментов на основе нашей частной коллекции. У нас тесные контакты с музеями и владельцами коллекций во всей Европе. К сожалению, очень мало информации об истории механической музыки в России и бывших союзных республиках. Хотелось бы очень связаться с работниками этого музея, попросить информацию, фотоматериал и т.д. Помогите, если можете, установить контакт. С нашим музеем Вы можете познакомиться здесь http://www.musikautomaten-ungarn.eu При нажатии на флажок откроется русская версия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *