Генерация и оценка идей

Группа из пяти сотрудников способна в течение часа сгенерировать 100 идей (из которых порядка 10% нигде не использовались, а 3% открывают абсолютно новое направление в бизнесе), а затем выбрать перспективные идеи для доработки.

Введение: создание креативной бригады

По мере решения трудностей с дефицитом средств перед фирмами встает новая проблема — дефицита идей. Даже у талантливых управленцев и предпринимателей наступает кризис изобретательности. Нужны обоснованные инвестиционные проекты, нужны идеи. Реакцией на сложившуюся ситуацию является развитие традиции инновационных конкурсов и технопарков, повышенный спрос на специалистов в области инновационного менеджмента.

Возникает вопрос грамотной организации процесса поиска идей и создания на их основе инвестиционных проектов. Содержание специального структурного подразделения — креативного отдела — эффективно лишь для крупных фирм с постоянно обновляющимся ассортиментом выпускаемой продукции или с большой долей творческой и инновационной составляющей в конечном продукте. Консалтинговая деятельность в данной сфере развита слабо. Эффективным решением может стать работа временных креативных бригад.

Бригада должна состоять и 4–5 человек: организатора процесса, аналитика и ещё 2–3 сотрудников. При ином количестве эффективность работы снижается. Все участники в равной степени задействованы в процессе генерации идей. Недопустимо выстраивание в группе иерархических цепочек, поэтому члены бригады должны быть равны по статусу и не находиться друг с другом в отношениях начальник-подчиненный. Организатор и аналитик выделяются лишь тем, что имеют дополнительные функции. Организатор координирует процесс работы в группе. Аналитик, сведущий в бизнес-планировании, имеет больший вес в процессе отбора идей и в дальнейшем занимается составлением инновационного проекта. В креативной бригаде должно быть не более 20% аналитиков. В противном случае процесс генерации идей превратится в процесс их оценки.

С созданной группой должен быть проведен установочный тренинг, позволяющий оценить способности её участников, освоить простейшие и эффективные алгоритмы генерирования и оценки массива идей, привить навыки работы в группе, развить скорость мышления и творческий подход к мышлению. В процессе тренинга участникам разъясняются методики генерирования и оценки идей, обязанности членов группы. Затем выдается учебное задание по разработке идеи, не связанной с деятельностью фирмы. Это поможет сотрудникам сконцентрироваться не на задаче, а на освоении методики.

Генерация идей: метод мозгового штурма

В процессе генерирования идей предлагается использовать простой и эффективный метод мозгового штурма. Креативная бригада должна в течение часа сформулировать 100 идей в интересующей области. Сам процесс должен происходить максимально быстро, без критики и оценки предложений. Это обязательное условие появления действительно новых идей.

Сотрудники располагаются лицом друг к другу и по очереди предлагают идеи. Если у одного из сотрудников нет предложений, очередь пропускается. Такой порядок позволяет определить индивидуальный вклад каждого и стимулирует к участию в работе группы. Организатор коротко (2–3 слова) записывает все без исключения предложенные идеи.

При снижении скорости подачи идей организатор может стимулировать мыслительный процесс, предлагая идеи, заранее подобранные им из опыта работы других предприятий. Важно, чтобы остальные участники группы в предварительном подборе идей не участвовали. Возможно также использование взаимной стимуляции мыслительного процесса. Для этого каждый участник группы берет чистую карточку и без обсуждения записывает предлагаемую им идею. Затем карточки передаются по кругу соседним участникам. Они прочитывают предлагаемую идею и пишут свое новое предложение (как правило, при прочтении появляются новые идеи).

Сам процесс создания новой идеи достаточно прост. Все новое — это видоизмененное старое. Существует всего 10 ключевых направлений инновации — 10 групп эвристик:

  • Неология — изменение конструкции вещи для выполнения новой функции. Например, квадратные колеса для транспортировки по лестницам.
  • Адаптация — приспособление к выполнению новых функций. Например, кастрюля для усиления громкости будильника.
  • Мультипликация — умножение, увеличение числа или размера. Например, увеличиваем размер и число горок и строим ледяной городок.
  • Разделение в пространстве и времени. Например, разделение закрытого купальника на бюстгальтер и плавки.
  • Интеграция — объединение. Например, объединяем в одной упаковке игрушку и шоколадное яйцо.
  • Инверсия — все наоборот. Например, использование в разработке оружия принцип сжатия вместо принципа расширения (взрыва).
  • Импульсация — ступенчатое изменение характеристик. Например, изменение изображения на плакате при изменении угла зрения.
  • Динамизация — плавное изменение характеристик. Например, карамель с изменяющимся вкусом.
  • Аналогия — перенос идеи. Например, использование космических технологий при производстве бытовых приборов.
  • Идеализация — фантастика. Например, изобретение энергосберегающего (почти вечного) двигателя.

Оценка идей: метод экспертных оценок

В процессе оценки идей предлагается использовать максимально упрощенный эконометрический метод экспертных оценок. После формирования массива предложений происходит первичный отбор не более 10–20 самых удачных из них. Первичный отбор проходит без разногласий, так как только порядка 10% идей носят характер ярко выраженной инновации.

В таблице 1 каждый эксперт ранжирует идеи по степени значимости, заполняя отведенную ему строку собственными оценками. Может быть использована любая шкала оценки, но достаточно использовать шкалу с диапазоном, равным числу идей. Лучшей идее присваивается более высокий ранг. Например, если рассматривается 10 идей, то лучшей идее присваивается ранг 10, второй по значимости — ранг 9 и т.д. В случае необходимости аналитику может быть передан более чем один голос, и тогда он заполняет 2 и более строки в таблице 1.

Таблица 2 является расчетной. Процесс расчетов легко автоматизируется в любом табличном процессоре, например, MS Excel. Для проверки правильности расчетов определите сумму коэффициентов Tj, она должна быть равна единице. В результате расчетов лучшей идее будет соответствовать большее значение Tj. Данная идея впоследствии дорабатывается аналитиком, в обязанности которого входит составление инвестиционного проекта.

идеи, мозговой штурм

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор: Александр Шмаков

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории Новосибирского государственного технического университета. Любой текст (даже художественный) должен удовлетворять двум требованиям:1. Правдивость.2. Информативность.Требования на первый взгляд кажутся очевидными. Но начинаешь писать художественный текст — там приврал, там приукрасил. И информативности ноль. Да лучше я такую работу порву и выброшу. Если заметите за мной что-либо подобное, мусорная корзина всегда под рукой.

Комментарии приветствуются (уже оставили 6 комментариев)
  1. Tony:

    Спасибо, полезный материал. Добавил ваш блог в закладки.

  2. Александр Шмаков:

    Пожалуйста. Рад, что материал оказался полезным.

  3. Nemesis_man:

    Отличный пост! Прочитал с удовольствием. Жду продолжения…

  4. Александр Шмаков:

    Рад, что Вам понравилось.

  5. Андрей:

    шикарно) Александр, пишу Вам на мейл..

  6. Сергей:

    непонятно кто автор статьи о генерации идей — Ольга Салий или Александр Шмаков? В любом случае это попытка забюрократизировать и поставить на конвейер револьверного типа процесс рождения идей, накинуть уздечку и…но родная, ну и что, что ты «трепетная лань»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *