Випассана в лесном монастыре Там Вуа на севере Таиланда

Лесной монастырь Там Вуа

Я долго собиралась рассказать об этом месте. Очень долго. Открывала чистый документ, печатала слова, но все они были пусты. Как и моя голова. В этот момент существовал только один звук. Только одно воспоминание.

У всех нас есть своё тайное место. Туда можно возвращаться и вновь проживать часть жизни. Ту самую, ушедшую. Тайский лесной монастырь Там Вуа стал для меня одним из таких мест. Я до сих пор сижу на полу в медитационном зале, где-то совсем рядом журчит ручей, я повторяю за монахами: вдооооох-выыыыыдох, вдоооооох-выыыыыыыдох. Кто-то из соседей посапывает. Стараюсь концентрироваться. Мысли, самые тривиальные и нелепые, застревают в сознании и повисают, как облако над горами. «Кыш! Прочь отсюда!» — я поднимаю мысленную палку и пытаюсь разогнать ею свои виртуальные облака. 

«Вы должны наблюдать, как мысли проходят. Не пытайтесь их обрубать и останавливать. Наблюдайте их и пусть они тают, как облака от дуновения ветра» — говорит нам учитель Луанг Та. Вдох-выдох, замерзают ноги, вдох-выдох, кажется, мы сидим здесь уже тысячу лет, вдох-выдох, интересно, что на обед, вдох-выдох, шумит водопад, вдох-выдох, вдох-выдох, шшшшшш …

День ото дня чувствуешь, как становишься чище. Словно  душа сходила в баню. А потом вышла, красивая, розовощекая. Села на берегу лотосового пруда и смотрит, как рассеивается утренний туман и солнце поднимается из-за гор.

IMG_5126

Каждый день у нас четыре медитации от полутора до трех часов каждая. День начинается в 5 утра с самостоятельного чантинга, пропевания буддистских мантр. Честно скажу, мысль петь мантры в темноте, стуча зубами меня ни разу не посещала. Я просыпалась перед рассветом от того, что ноги превратились в льдинки и зубы отбивают дробь. В декабре на севере Таиланда температура опускается до 3-5 градусов «тепла». Бамбуковый домик не отапливается и четыре тоненьких, полученных в день приезда пледа не спасают.

В семь часов мы собираемся на завтрак. Кормят плотно, остро и вкусно. В день приезда я  опаздала на обед. Тайские девушки принесли мне с кухни остатки риса и несколько овощных подливок. Я  попробовала одну: дыхнула огнём и заплакала. Они стояли в стороне и наблюдали. На следующий день стали готовить два варианта пищи: для себя и для фарангов (так по-тайски зовут иностранцев).

На кухне работают волонтёры. Тайские буддисты придерживаются традиции тхеравада. Эта традиция опирается на учение, зафиксированное в Палийском Каноне — древнейшем своде буддийских писаний. Название  означает Путь Старейших и подразумевает приверженность к первоначальному учению и правилам монашеской дисциплины, установленными Гаутамой. Это касается не только медитационных техник, но и многих бытовых вещей. Например, тайские монахи не могут готовить себе пищу, а могут только принимать её в качестве пожертвования.  Поэтому при монастырях всегда есть волонтёры, как правило, женщины. У нас на кухне трудилась улыбчивая девушка по имени О, поляк Лукаш и несколько женщин, чьи имена мне не удалось запомнить.

Я любила заглядывать на кухню перед обедом, помогать готовить и учить тайский. Изначально, я хотела провести для себя неделю випассаны, то есть практики медитации и молчания. Но О так задорно хохотала, когда Лукаш старательно записывал тайские слова в свой блокнот, что я не удержалась и тоже начала расспрашивать её о секретах тайского языка.

А потом познакомилась с ребятами из Южной Америки и мы радостно болтали на испанском, потому что это не самый популярный в Азии язык и редко удаётся его практиковать. Дальше русские признали во мне соотечественницу и прервали свою практику молчания и вот уже во время завтрака над нашим большим столом летает рой оживлённой болтовни. Настоятель смотрит на нас, улыбается всем своим круглым лицом, но качает головой и напоминает, что пора жевать, а не болтать.

После завтрака мы идём практиковать медитацию «хождения». Каждый шаг совершается медленно и осознанно, всё так же: вдох-выдох. Расстояние в километр мы проходим часа за два. Это мой любимый вид медитации: концентрируешься на дыхании, глаза невольно поднимаются и зрачки расширяются, увидев окружающие красоты: по склонам гор взбирается густой туман, силуэты деревьев проступают строгим орнаментом на фоне мягкого, зефирного неба, сквозь листья пробиваются первые лучи солнца. Дыхание спирает. Вдох-выдох.

Горы возле Лесного монастыря

Дальше у нас проходит «сидячая» медитация. В том самом, открытом всем ветрам зале. Справа журчит ручей, слева храпит сосед, а ты всё смотришь на облака своих мыслей, они то густеют, то рассеиваются. Время идёт. Или стоит. Ноги затекли. Монахи  выводят нас из медитативного состояния. Читают мантры. Ручей журчит. Сейчас у нас есть несколько минут, чтобы привести себя в порядок перед обедом.

Недолгая беседа с учителем, который как всегда метафоричен и рассказывает истории о том, что ум наш подобен обезьяне, которой нужно всё немедленно и как его учить терпению. Потом обед. И время созерцания лотосов в пруду.

А потом снова медитативная «прогулка» по бамбуковому лесу и «сидячая» практика избавления от мыслей.

Лесному монастырю часто пеняют отсутствие строгой дисциплины. В большинстве буддистских монастырей, которые принимают иностранцев, есть строгая программа випассаны — разговоры запрещены, изменения техники медитаций запрещены, покидание территории монастыря запрещено категорически. В Там Вуа правила не так строги. Посещение медитаций остаётся на вашей  совести, практика молчания не обязательна, если вы остаётесь там надолго, то можете предупредить монахов и уехать на день-другой в город — вас не осудят. Вопрос дисциплины — это вопрос вашей заинтересованности результатами практики. Нужен ли страж извне?

Вечером наступало долгожданное время чантинга. Луанг Та включал нам пение тибетской монахини и душа уносилась к заснеженным вершинам. Мы пели мантры и наполнялись уважением к горам, небу, земле, учителям, буддам, насекомым, соседям по циновке. В долину спускалась прохлада и темнота.

Однажды вечерний чантинг не состоялся. На всей территории монастыря и ближайших деревень отключили электричество. Монахи выдали нам свечи, чтобы можно было читать мантры и мы вышли с этими свечами на полянку перед домиками. Это было самое глубокое небо в моей жизни. Абсолютно тёмное. И самые огромные, бриллиантовые звёзды. Я смотрела в это бесконечное пространство и не чувствовала границ своего тела. А потом заболела затёкшая шея и вернула на землю, к телу.

Мне легко и приятно вспоминать время, проведенное в лесном монастыре. Что дал мне этот опыт? Создал ли он незыблемый островок спокойствия посреди бури эмоций? Помог ли открыть сердце? Приблизил к кристальной сути иллюзий и представлений? Возможно. Разбудил нечто древнее и вечное. Это точно!

Как попасть в Лесной монастырь Ват Там Вуа

Лесной монастырь (Ват Там Вуа) находится в 30 км от Мэ Хон Сона (по трассе Пай — Мэ Хон Сон). Записываться на випассану заранее не нужно. Вы можете приехать и в тот же день остаться.

Страничка монастыре в ФБ: www.facebook.com/FriendsOfWatTamWua

Плата за пребывание в монастыре принимается в виде пожертвования, такого, какое вы считаете нужным. Тайцы считают за честь делать щедрые пожертвования монастырям. Русские медитаторы, к сожалению, славятся тем, что пожертвований не оставляют. Срок пребывания в монастыре не ограничен. Уехать можно в любое время по желанию.

Если вы решили отправиться на практику в зимнее время, то возьмите тёплую одежду, одеяло или спальник. По ночам в горах довольно холодно.

Еда в монастыре двухразовая: завтрак в семь утра и обед в  одиннадцать, дальше только чай и какао.

Одежду для медитаций вам выдадут, но можете взять свою: любую белую, закрывающую плечи и колени.

Помогать по хозяйственным храмовым делам можно, но не обязательно. Особенно приветствуется помощь на кухне и в прачечной.

Каждый день у нас был час буддистской работы, мы подметали лужайки, убирая с них листья, но дул ветер и они тут же опадали. Главное ведь процесс, а не результат?

Другие посты на эту тему:

(c) El Yate. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: El Yate

Елена Майданова. Неугомонный путешественник, фотожурналист, редактор сайта и мой главнй компаньон — как в работе над Free-Writer, так и в самых безумных путешествиях и делах. Блог Лены в основном о безбашенных путешествиях по всему миру.

Комментарии приветствуются (уже оставили 20 комментариев)
  1. Анна:

    Скажите пожалуйста, не может такого быть, что там не будет мест? Везде читала, что в центры випассаны нужно записываться заранее… Какие в монастыре условия для проживания? Отдельные или общие домики?
    И как легче всего добраться туда из Бангкока?

  2. El Yate:

    Анна, думаю, что может. но, насколько мне известно, пока записи заранее у них нет. если появится больше желающих, возможно, введут. отдельные домики на одного-двоих и общая дорма (если все домики заняты)
    из Бангкока вам нужно доехать до Чианг Мая любым удобным способом и потом минибасом (в котором ужасно укачивает) или локал басом поехать в сторону Мэхонгсона. выйти в деревне Mai Suya в 30 км от Мэхонгсона. там дальше пешком по указателю.

  3. вопрос по срокам и программам в лесном монастыре:

    Оля, привет!
    не могу найти четкую инфо на официальном сайте. Пишу тебе: я планирую пройти 21 дневный курс в лесном монастыре. я правильно понимаю, что у них нет четкой программы «от сих до сих». Просто, приезжаеь и живешь там, сколько тебе надо и предупреждаешь за день?

    1. Ольга Салий:

      Привет )), да, сроков у них нет, про предупреждение ничего не знаю, кажется можно просто приехать и остаться сразу.

  4. Ольга:

    русским туда не стоит приезжать
    настолько уже накосячили, что не рады видеть абсолютно

  5. El Yate:

    Ольга, расскажите, в чём накосячили. Мне учитель сам говорил: приезжайте и пусть ваши друзья из России приезжают.

  6. Ирина:

    Ольга,
    слова мантр выдаются?
    обязательно ли приезжать в монастырь утром?
    шлепки тоже белые должны быть?
    есть ли постельное?

  7. Ирина:

    еще вопрос, можно ли там заниматься йогой и где?

  8. El Yate:

    Ирина, я не Ольга:) Слова мантр выдаются, транскипция транслитом с языка пали. Приезжать утром не обязательно. Шлёпки любые, йоги там нет, можете у себя в комнатке заниматься в свободное время. или на улице.

  9. Ирина:

    Спасибо! извините, я просто увидела надпись «Авторский блог Ольги Салий». Скажите, пожалуйста, как добраться из монастыря до Мае Хонг Сон или Чианг Мая? если где-то расписание автобусов, останавливаются ли они там, реально ли уехать…

  10. Nastya:

    Здравствуйте,подскажите как найти человека в Таиланде. Прибыл в Лесной Монастырь 07 апреля 2015 года. По условиям прибывания страны должен покинуть её через 3 месяца.В данный момент не выходит на связь.Подскажите куда обратиться за помощью. Ищем мужчину 39 лет из Новосибирска.Если видели или общались,отзовитесь пожалуйста.

    1. Ольга Салий:

      Настя, насколько я знаю, обратиться можно в туристическую полицию ближайшего города (какой именно лесной монастырь?)
      попробовать связаться с монастырём (у них обычно есть е-майлы)
      писать во все подходящие в группы Вконтакте, на форумы, только укажите имя и фамилию и фотографию человека)

  11. Nastya:

    Ольга,спасибо что отозвались. Монастырь Ват Там Вуа возле города Чиангмай,на сколько я поняла.К сожалению не смогла найти официальный сайт этого Монастыря. У вас случайно не осталось их номера? Или номеров знакомых кто сейчас находится там.

    1. Ольга Салий:

      Настя, вот тут их страничка в Фейсбуке: https://www.facebook.com/FriendsOfWatTamWua
      С ними можно попробовать связаться на английском языке.

      других контактов я не знаю и в гугле не нахожу, знакомых там тоже нет никого(

  12. Nastya:

    Ольга, огромное спасибо, за помощь.

  13. Вика:

    Марина, спасибо за обзор!
    Скажите, как лучше принимать решение между храмами чанг мая для випассаны?
    как принимали вы? знаете ли разницу между ними?
    я нашла 3: Там Вуа или Chom Tong или http://www.fivethousandyears.org/

    1. Ольга Салий:

      Просто ехали куда само приехалось)

      1. LyaLya:

        Здравствуйте, Ольга. Подскажите, пожалуйста, если слабый английский язык, то возможно ли будет понимать, что говорит учитель? есть ли там версия на русском языке?
        Благодарю

        1. Ольга Салий:

          Раньше была версия на русском, но сейчас я не в курсе, не знаю. Но я была на англоязычной випасане еще в те времена, когда мой английский был очень слабый, да, я не всё понимала, но язык очень хорошо проник в моё подсознание за эти дни))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *