Цвет в свадебном и диком туризме

 Маркетинг организованного и безалаберного отдыха.

Функциональный цвет в летнем и зимнем туризме увеличивает безопасность туристов на 20%, уменьшает потери мелкого и крупного снаряжения на 30%, улучшает самочувствие молодоженов и эмоциональных девиц на 40; а значит, способствует продаже туров в ряде случаев даже на 50%.

Цвет порождает любовное влечение, взрывает страсти, убивает и спасает.

Какой десятикилограммовый ящик тяжелее: желтый или зеленый?

Почему фиолетовые палатки сырые и холодные?

Сколько краски нужно, чтобы сделать палатку просторной?

Сколько мальчиков проснется утром в розовой женской палатке?

Почему на зеленой скатерти мясо кажется червивым, а на синей хорошо выпивается?

Ответы для жизни и размышлений.

Желтая лодка на блестящей воде

При прохождении маршрута «Нижняя Катунь» в связке шли три распашных катарафта: два желтых и зеленый. До тех пор пока ведущим был желтый катарафт, возникали сложности: терялся в блеске воды, утомлялись глаза, болела голова.

Сделали ведущим зеленый катарафт, ситуация сразу улучшилась.

Зеленый цвет лучше различим, меньше раздражает. Особенно удобен зеленый при выходе на препятствие или во время чалок, любой маневр различим даже на значительном расстоянии.

Есть смысл в том, что одна новосибирская фирма аква-туров закупила сплавсредства желтого цвета.

А не потому ли Биттлы свою самую известную пластинку-концерт связали с желтой подводной лодкой и пустили её в скандальное путешествие по ТВ-экранам всего мира?! Глаза утомлялись, выделяли желтую сигару на любом фоне.

Цвет безопасности

Одна из основных функций цвета в туризме — обеспечить безопасность. Цветовой климат должен способствовать быстрой реакции на сложившуюся ситуацию.

Например, темный цвет палатки делает её плохо различимой в темноте (её просто затопчут), хуже препятствует отрицательному действию тепла (тепловые удары).

Важно учитывать степень отражения света от цветной поверхности. В порядке улучшения отражаемости следуют цвета: черный (наименьшая отражаемость, равная условно 1,00), коричневый (0,87), синий (0,72), желтый (0,5), белый (0,15).

Итак, отражаемость (по возрастанию) — черный (наименьшая), коричневый, красный, синий, желтый, белый. Поглощаемость обратна отражению.

Спасайся, кто может

На далеком расстоянии хорошо видны (в убывающем порядке): черный на желтом фоне, зеленый на белом, красный на белом, синий на белом, белый на синем, черный на белом. Чем больше отличается цвет от фона, и чем больше его площадь, тем сильнее он привлекает внимание.

Особое значение имеет различие по светлоте или необходим контраст. Необходимо подбирать цвета сплав средств, спасательного снаряжения (морковки, спасжилеты) так, чтобы они были легко различимы с большого расстояния на воде (светло-синем, сером и светло-зеленом фоне).

Следует применять темные тона для светлой воды. Цвет спасательного снаряжения лучше использовать оранжево-желтый. Цвет судна — зеленый или красный. Зеленый для спасательного снаряжения не подойдет — будет теряться на берегу.

Различимость возрастает с увеличением отличия цвета от фона (спектр, контраст), с увеличением площади предмета. Различимость по убыванию — оранжево-желтый на голубом, черный на желтом, зеленый на белом, красный на белом, синий на белом, белый на синем, черный на белом.

В случае подачи сигнала светом в аварийной ситуации следует учитывать: при одинаковой силе света красный сигнал слабее белого в 5 раз, зеленый в 6 раз, синий и желтый ещё слабее. Поэтому лучше применять для сигнализации красный и зеленый цвета (вспомните светофоры).

И ещё: 7,4% мужчин и 0,8% женщин страдают расстройством цветового зрения. Встречаются цветослепые или видящие цвета иначе.

Цвет предупреждает

Нельзя употреблять в декоративных целях цвета, несущие предупреждающую смысловую нагрузку, например оранжевый и желтый рядом с черным и красным.

Оранжево-желтый — наиболее легко различимый цвет. Наиболее эффективен в чередовании с черными косыми полосами. Нельзя злоупотреблять этим цветом. Например, выпавший из катамарана предмет, подобной окраски может привести к возникновению ситуации спас работ, не адекватной опасности происшествия. Пресыщение данными цветами снижает их предупредительный нагрузку и утомляют глаз.

Предупреждающих цветов должно быть не более 30% от общего цветового поля видения туриста.

Законы полезно уважать даже на отдыхе

Влияет цвет на самочувствие. Красный придает жизненность, повышает работоспособность, синий и фиолетовый — ощущение четкости и уравновешенности, оба снижают работоспособность в сочетаниях с белым и серым — возникает ощущение холодности и спокойствия. Зеленый успокаивает, придает максимальную работоспособность.

На желто-оранжевой скатерти пища кажется аппетитной, тогда как на грязно-желтой даже мясо выглядит гнилым и старым.

В синей палатке приятней выпивать. Дадите ли вы синюю палатку подросткам?

Следует ли делать катамаран желтым, если желтый цвет вызывает морскую болезнь? Сочные цвета с большой длиной волны (красный, оранжевый, желтый) повышают деятельность вегетативной нервной системы, повышают кровяное давление, увеличивают частоту пульса.

Засвет красным цветом значительно повышает чувствительность сумеречного зрения. Зеленый цвет понижает внутриглазное давление, обостряет слух, способствует нормальному кровенаполнению сосудов, красный действует противоположно. Желтый и зеленый цвета обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие. Но желтый, как уже говорилось, вызывает морскую болезнь. Лечим цветом.

Цвета изменяют ощущение пространства

Голубой и зеленый создают ощущение большего пространства, тогда как красный и коричневый уменьшают объем, но создают уют.

Большое влияние на ощущение пространственности оказывает яркость цветов. Просветленные, менее сочные и холодные тона увеличивают впечатление пространственности. Яркие и сочные оттенки теплых цветов уменьшают это впечатление. При пошиве палаток следует это учитывать.

Наглядно размерный эффект можно проиллюстрировать на примере французского флага. Соотношение синей, белой и красной полос на нем 30:33:37, но полосы кажутся равными. Соответственно, синий дает наибольший размер, затем белый и последний красный.

Проверить цвет на размер можно проведя на штанах разноцветные полосы одинаковой ширины.
Эффект сразу заметен: увеличение пространства (по снижению размеров)- голубой, зеленый, просветленные, менее сочные, холодные; уменьшение пространства (но, возможен уют) — красный, коричневый, яркие, сочные, теплые.

На чем видна грязь

Изменение цветности особенно хорошо видно в четырех областях спектра: зеленовато-голубом, оранжево-желтом, оранжево-красном, сиренево-фиолетовом. Малейшее выцветание, загрязнение снаряжения или одежды данных тонов сразу заметно и выглядит неопрятностью.

Особенно следует избегать данных цветов на общественном оборудовании (его реже чистят и больше используют) и на оборудовании подверженном выцветанию и марке.

Маркие цвета: зеленый — голубой (и все оттенки между ними), красный — оранжевый — желтый, сиреневый — фиолетовый. В общем, маркие светлые, сочные, чистые цвета.

Цвет, холод, сырость, шум

Цвет может создать в человеке различные ощущения и настроения — тепла, холода, сырости, простора, покоя и другие.

Цвета могут быть плотными и прозрачными.

Цвета красно-желтой части спектра вызывают ощущение теплоты. Цвета голубо-синей части — холодные. Сочетания цветов, с которыми ассоциируется тепло и покой сводят к минимуму влияние шума, холода, влажности.

Зеленые, синие, розовато-лиловые и светлые зеленовато-желтые цвета спокойные, незаметные цвета. Серый может быть как теплым (с красными и желтыми оттенками), так и холодным (с синими и зелеными оттенками).

Становится понятным, почему не следует делать например палатки темного фиолетового (или другого из холодной части спектра) цвета. В таких палатках туристы будут особенно страдать от сырости и холода, тогда как в зеленой, например, палатке, эти факторы будут не так заметны. Эффект холода, сырости легко отслеживается при просмотре одинаковых по размеру, достаточно больших цветовых плоскостей.

Итак, стоит знать, что теплые, сухие тона по убыванию — красный, оранжевый, желтый, зеленый (между теплыми и холодными, с серым уже холодный); холодные, мокрые по возрастанию — голубой, синий, фиолетовый, белый. Тихие, незаметные — светлые, ненасыщенные, теплые (и наоборот). Серые цвета — зависят от сочетаний (теплый — с красными и желтыми оттенками, холодный с синими и зелеными оттенками).

Смотреть и видеть — не одно и то же

Глаз лишь воспринимает изображение, оценивает изображение мозг. Опыт (прикосновение к предметам, другие раздражения) учит осознавать предметы такими, какие они есть.

Когда слепым возвращают зрение, они неспособны отличить на взгляд девичьи шары от кубиков бульона, без ощупывания, осязания.

Если на человека надеть очки, переворачивающие изображение, то через несколько дней (не снимая очков) изображение «станет на место». Интересны опыты с очками «дове» (все вогнутые предметы кажутся выпуклыми и наоборот). Достаточно, глядя через очки на предмет, дотронуться до него, и иллюзия исчезает, хотя очки не сняты.

Смотреть и видеть — неравнозначные понятия. На то, как мы видим предмет оказывают влияние не только его объективные характеристики, но и наше субъективное восприятие, формирующееся у нас в течении жизни. Большую роль играет ассоциативность.

Если мы живем на берегу вечно теплого моря, зеленовато-синий цвет будет ассоциироваться с теплом, тогда, как на севере он ассоциируется с морозом. На различных людей, влияние цвета может быть разным. Приводим усредненные представления.

Цвета могут быть легкими и тяжелыми

Темные, теплые и менее насыщенные цвета обычно оказываются тяжелыми, светлые и холодные — легкими.

Цвет имеет вес.

Белый продуктовый ящик будет много легче черного. Различие по тяжести между минимально и максимально насыщенными невелико. Цвета с грубой фактурой тяжелее гладких цветов.

Нетрудно понять, что при прочих равных условиях при выборе цвета тяжелых предметов (драй-бэги, продуктовые ящики, катамараны) следует отдавать предпочтение светлым тонам. По опыту можно сказать, что темно-зеленые водонепроницаемые ящики ряда фирм тяжелее аналогичных, но светло-желтых ящиков. Светло -красный или светло — желтый катамаран легче темно — зеленого.

Эффект легко проследить покрасив в разные цвета несколько обычных туристских домиков или камней на шею: тяжелые (по убыванию веса)- темные, теплые, грубая фактура, ненасыщенные; легкие (по убыванию веса) — светлые, холодные, гладкие, насыщенные. Вы хотите облегчить себе и соседке жизнь в путешествии?

Острота и чувствительность зрения

Чувствительность глаза максимальна при удобном сидячем положении, у стоящего она ниже.

Выглядывание из-за тюков перегруженного катарафта не только снижает маневренность судна, но и снижает чувствительность глаза.

Воздействие прохладной воды обостряет зрение. Снижает утомление и слабо-зеленая окраска очков. Для темных защитных очков гида-проводника лучше использовать тонированные стекла зеленоватого оттенка, Форма стекол должна препятствовать боковому проникновению солнечных лучей. Это особенно важно при утреннем и вечернем прохождение маршрута на воде и заснеженных поверхностях, когда все блестит под косыми лучами солнца.

Особое внимание блеску

Ослепление блестящими предметами снаряжения утомляет, снижает различимость судов. Утомление используется для введения в гипнотическое состояние, усыпление.

Лучше всего снаряжение матовости на уровне яичной скорлупы (ортотропность -идеальная матовость). Блесткость приводит к снижению контрастной чувствительности, остроты зрения, быстроты восприятия, устойчивости ясного видения и другое.

Помните о весе цвета? Тяжелые ящики из цинка, создают ощущение легкости, но утомляюще блестят на солнце, не имея достаточной матовости. Это отрицательно влияет на различимость сплав средства. Матовость яичной скорлупы — никакого блеска.

Трусоватый турист на воде и в горах

Деревянное весло или рама плота, отполированные и покрашенные в матовые теплые цвета, будет казаться прочнее и надежнее металлических, но серых и шершавых.

Эффект хорошо визуально различим на деревянных нетолстых разноцветных брусках.

Ощущения туриста при взгляде на цветные поверхности оборудования: прочные — поверхностные, гладкие, матовые, теплые тона; менее прочные — плоскостные, рыхлые, холодные тона.

Цвета влияют на ощущение прочности. Все цвета делятся на поверхностные (гладкая, матовая поверхность) и плоскостные (более рыхлые). Поверхностные цвета кажутся более прочными. Однозначно плоскостных или поверхностных цветов мало, в основном это переходы, отличающиеся по степени фактурности. Теплые тона ближе к поверхностным.

Отыскиваем парочку по законам физики

Если перед ночной прогулкой некоторое время посмотреть на свет тусклого костра (лучше угли) зрение в темноте будет работать лучше.

Засвет красным цветом значительно повышает чувствительность сумеречного зрения. В инструкциях по английскому воздушному флоту есть указания летчикам, перед ночным полетом побыть некоторое время в освещенном помещении, надев красные очки. Кто этим пользуется?

Затерялась в сумерках леса влюбленная пара. Как её найти, увидеть? Ещё сильнее поможет горсть клюквы.

Знание законов цвета полезно везде. И туризм — не исключение.

К сожалению, данные законы не учитываются даже фирмами — производителями туристского снаряжения. Их просто никто не знает.

Розовые палатки по паспорту

Из-за накладок с транспортом время дневного перехода пришлось увеличить — подъем в 7 утра. В группе из 22 человек молодая пара — Сергей и Ольга, оба 19 лет.

Все дожидались, поругивались в сторону палатки. В бивачном снаряжении использовались палатки Maccinly, пропускающие лучи розового цвета. После замены палатки на зеленую «Черепаху» (салатные тона успокаивают), молодые стали собираться значительно быстрее.

Следует ли использовать палатки разового оттенка в детских тур лагерях? Палатки для молодоженов можно делать из материи розовых тонов. Такие палатки создает уют и стимулирует сексуальную активность. Если же сделать многоместную палатку для подростков в подобных расцветках, то им все время будет тесно, количество случайно зашедших девочек будет возрастать.

На взгляд Дон-Жуана

Снаряжение можно подбирать, ориентируясь на психологический тип темперамента (при отсутствии более значимых условий), тем более, что визуально он чаше всего легко различим. Флегматик — медлительный, педантичный (Мюллер в «17 мгновений весны»), меланхолик — мечтательный, чувствительный, склонен к резким переменам настроения (Пьеро), сангвиник — рациональный, рассудительный, веселый (Паганель из «Дети капитана Гранта», холерик — хаотичный (Де’Артаньян).

Темперамент можно определять по цвету одежды: голубые цвета отвечают вкусам флегматиков, зеленые — меланхоликов, желтые — сангвиников, красные — холериков.

А можно, наоборот, подбирать туродежду по темпераменту: голубое — флегматикам, зеленое — меланхоликам, желтое — сангвиникам, красное — холерикам. Холеричная девица в красном на маршруте становится взбалмошной и непредсказуемой. Кое-кому из любителей приключений это, прямо скажем, будет наруку.

На природе мы все становимся маленько Дон-Жуанами под соседним кустиком. А вообще, среднестатистическая последовательность нравящихся цветов следующая: синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый, желтый. Но различие вкусов очень велико. На разных людей цвета могут действовать по-разному.

Цветовой имидж гида-проводника

Помимо всего прочего гид-проводник обязан выглядеть опрятно, привлекательно внешне (как и снаряжение, цвет которого он, зачастую, определяет). Для этого необходимо знать законы гармонии цвета — сочетания тонов, создающее ощущение целостности.

Выделяют 4 основных типа композиции: однотонные (в основе главный цвет), полярные (противопоставление двух цветов), трехцветные, многоцветные. С большой степенью осторожности можно дать советы по цветовой гармонии:

1) Приятны сочетания цветов, противоположных по тону (оранжевый — голубой, красно-пурпурный и зеленый, фиолетовый и зеленый).
2) Приятны сочетания близких цветов, воспринимаемых как оттенки одного цвета.
3) Цвета более светлые в спектре брать более светлыми.
4) Светлые цвета (но не темные) хорошо сочетаются с белым.
5) С черным хорошо сочетаются почти все цвета, но с сочетании с темно-зеленым, синим и фиолетовым кажется грязным. Черный купальник будет подчеркивать вашу бледность.
6) Цвета подчиняются общему среднему тону цветовой композиции.
7) Заметность цвета зависит больше от светлоты, чем от тона или насыщенности. Надпись насыщенного красного цвета на насыщенном зеленом читается с трудом, но красная надпись на красном фоне читается хорошо, если буквы намного темнее или светлее фона.
8) Теплые цвета выигрывают в сочетаниях с темными, а холодные со светлыми, чистые либо с черным, либо с белым.
9) Цвет воспринимается как цвет только если яркость объекта близка к средней яркости фона. Если солнце бьет в глаза, то ярко красное становится черным по силуэту.
10) Светлые объекты кажутся большими, чем темные. Соседство белого и иссиня-черного приводит к искажению размеров и формы (катамаран черного цвета будет казаться маленьким).
11) Всякий цвет на фоне того же цвета, но более насыщенного теряет свою насыщенность. Чистые цвета дополняют друг друга (желтый и фиолетовый, желто-зеленый и сине-фиолетовый, оранжевый и синий, красно-оранжевый и сине-зеленый, красный и зеленый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.
12) Многообразие сочетаний цветов велико, но все же несколько примеров удачных и неудачных комбинаций. Удачные: алый и бирюзовый, алый и синий, киноварь и синий, красно-оранжевый и сине-зеленый, лимонно-желтый и синий. Неудачные комбинации: алый и зеленый, алый и желтый, оранжевый и пурпурный, желтый и ярко-красный, зеленый и пурпурный. Объединение нескольких цветов в группу часто приводит к образованию нового цвета (выравнивание цветов).
13) Трудно отразить все закономерности влияния цвета, но сказанного хватит, чтобы принимать хоть сколько-нибудь разумные решения по цвету при закупке или производстве снаряжения. Или хотя бы прилично выглядеть.

психология цвета

Сводная эмоциональная характеристика цветов

Красный
Теплый (горячий), сухой, тихий. Спокойный в розовых и лиловых оттенках.

Тяжелый, особенно темный, насыщенный. Уменьшают объем. Розовый (розовато-лиловый) — сексуальная активность, мягкий, ненавязчивый, уютный. Создает впечатление надежности. Привлекает холериков.

Придает жизненность, повышает работоспособность. Повышает деятельность вегетативной нервной системы, повышают кровяное давление, увеличивают частоту пульса, ухудшает слух. Маркий.
Отражаемость лучше чем у коричневого. Отлично различим на белом.

Хорошо сочетается с зеленым.

Оранжевый
Теплый (жаркий), сухой, (холоднее красного).

Шумный, но спокойный если светлый. Легче красного, но тяжелый, когда темный, насыщенный. Уменьшает объем. Надежный. Подчеркивает свежесть мяса.

Аппетитный. Повышает деятельность вегетативной нервной системы, повышают кровяное давление, увеличивают частоту пульса. Маркий. Хорошо различим на голубом. Самый различимый цвет, особенно с черной сеткой.

Хорошо сочетается с голубым.

Коричневый
Теплый, сухой, тихий (холоднее оранжевого). Спокойный, тихий. Тяжелый. Уменьшает объем. Крепкий, устойчивый. Не маркий. Слабая отражаемость. Создает покойное, мягкое настроение.

Желтый
Теплый, сухой, тихий (холоднее коричневого).
Спокойный в светлых оттенках. Бодрый. Обычно более легкий за счет светлоты. Не сочный желтый несколько увеличивает объем, но неприятен. Гладкий желтый выглядит надежным.

Привлекает сангвиников. Вызывает морскую болезнь. Повышает деятельность вегетативной нервной системы, повышают кровяное давление, увеличивают частоту пульса. Обостряет зрение, ускоряет зрительное восприятие. Маркий. Очень хорошая отражаемость.

Яркий с оранжевым оттенком неплохо различим на голубом. Примеси изменяют.

Зеленый
Не холодный, не сырой. Спокойный, тихий.

Светло зеленый — легкий. Обычно используют достаточно тяжелый темно-зеленый. Создает ощущение пространства.

Матово-зеленый выглядит достаточно надежным. Мягкий, ненавязчивый (также зеленовато-желтый).

Привлекает меланхоликов.

Успокаивает, максимальная работоспособность. Понижает внутриглазное давление, обостряет слух, способствует нормальному кровенаполнению сосудов.

Обостряет зрение, ускоряет зрительное восприятие. Светло-зеленый — марок. Хорошо различим на белом.

Хорошо сочетается с красно-пурпурным.

Голубой
Холодный, сырой. Спокойный. Легкий. Создает ощущение пространства.

Нечистый голубой выглядит ненадежным. Привлекает флегматиков. Очень маркий.

Хорошо сочетается с оранжевым, фиолетовым.

Синий
Холодный, сырой (холоднее голубого). Спокойный. Обычно тяжелый из-за темноты цвета, но легкий ненасыщенный светло синий. Мягкий, ненавязчивый. Склоняет к созерцанию и выпивке. При шероховатой поверхности ненадежен.

Самый нравящийся цвет. Ощущение четкости и уравновешенности, снижает работоспособность. Не маркий. Хорошая отражаемость.

Хорошо различим на белом.

Фиолетовый
Сырой, холоднее синего. Обычно темен и тяжел. Не сочный, просветленный — несколько увеличивает объем. Чаще всего ненадежен. Ощущение четкости и уравновешенности, снижает работоспособность. Маркий, когда светлый.

Хорошо сочетается с зеленым.

Белый
Холодный. Самый легкий, особенно чисто-белый. Создает ощущение объема. Надежен, если нет грязноватых оттенков. Очень маркий. Лучшая отражаемость.

Хорошо различим на темно-синем фоне.

Соседство с иссиня-черным приводит к искажению размеров.

Серый
Чистый серый сырой. Теплый с красными и желтыми оттенками, холодный с синими и зеленым. Тяжелый. Темный. Уменьшает объем.
«Ненадежен». Не маркий. Слабая отражаемость.

Черный
Холодный. Тяжелый. Уменьшает объем. Не маркий. Наименьшая отражаемость. Хорошо различим на желтом и белом фоне. Хорошо сочетаются со всеми цветами, но с сочетании с темно-зеленым, синим и фиолетовым кажется грязным.

Сводные рекомендации по функционально-цветовому оформлению снаряжения в туризме

Сплав средство
Выбор хорошо различимого на сине-зеленом и белом фоне (река). Легок. Надежен (большой). Не утомляющий. Не маркий.
Цвет: лучше зеленый, не темный, матовый, «гладкий». Можно красный, но выглядит меньшим и тяжелее. Можно сочетание красного с зеленым.
Плохо: желтый, фиолетовый, черный.

Драй-бэг (продуктовый ящик)
Легок. Большой объем. Не маркий. Различим на зеленом фоне (трава), возможно желтом (песок), сине-зеленом (если свалится в реку). Сухой для внутренней поверхности драй-бэга.
Цвет:
светло-голубой (не чистый цвет). Можно с легкой оранжевой сеткой, для различимости. Хорош светло- желтый (особенно для продуктовых ящиков). Изнутри лучше зеленый. Плохие цвета: темно-красный, черный, синий, фиолетовый, серый.

Весло
Легок. Надежен. Различим на сине-зеленом (река) и зеленом (трава) фоне.
Цвет:
матовый, гладкий цвет. Светлый. Лучше красный или оранжевый. Плохие цвета: темные, рыхлые.

Спасательное и страховочное снаряжение
Хорошая различимость на фоне: морковка и спасжилет на сине-зеленом (река), карабин — на зеленом (трава) и т.п., все на зеленом. Надежен. Объемен для спасжилета.
Цвет:
лучше светло-оранжевый. Можно красный. Гладкий, матовый. Плохо: все иные.

Вспомогательное снаряжение
Различимо на зеленом (трава) и желтом (пески) фоне. Не маркий.
Цвет:
хорош черный. Плохо: зеленое, желтое, белое.

Палатка
Впечатление большого объема (изнутри), тепло, сухость, заметность на свету и в темноте, покой, высокая отражательная способность.
Цвет:
лучше зеленая внутри. Для молодой пары можно розово-красный, светлый. На тенте элементы-знаки красного, оранжевого. Плохо: черный, синий, фиолетовый, серый.

Спальник (коврик)
Тепло, сухость, немаркость, ощущение малого объема снаружи.
Цвет:
красный, коричневый, зеленый. Избегать сочных, чистых цветов. Плохо: темно-синий, фиолетовый.

Кухонные принадлежности
Аппетитность, не маркость, не выцветаемость. Легкая различимость на зеленом фоне (трава).
Цвет:
скатерть — оранжево-желтая, рукояти ножей — темно-красные и т.д.

Плохо: зеленая или коричневая скатерти и т.д.

Хозяйственные принадлежности
Легко различимы на зеленом фоне. Легкость. Чистота.
Цвет:

рекомендации для каждого отдельного предмета. Функциональное объединение предметов в группу.
Плохо: маркие, зеленые, коричневые, фиолетовые тона.

Одежда
Ощущение теплоты, но не жары. Теплоотражение. Не маркий.

Красота и гармоничность.
Цвет:
использовать законы цветовой гармонии. Светлые, но не насыщенные цвета.

Плохо: темно — синий, черный, ярко-желтый, грязные цвета.

Цвет и восприятие жизни

Красный
Гете:
красный дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. Усиление густоты цвета: желтый — оранжевый — красный. Интерьерный переход: драматизм. Цвет танго, публичных домов и революции. Цвет чернил короля и учителя — прерогатива решать участь. Власть связывается с кровопролитием, жизнь связывается со смертью, в красном выражается большая жизненная сила, немыслимая без смерти и горящая в ней.
Сильные чувства стирают различия между любовью и смертью — красный есть выражение сильнейших чувств.
Этнография.
«Я несу красную жизнь на кончиках моих пальцев» (тибетская военная песня); Индия — цвет смерти и возрождения; охрой посыпали трупы; узоры на дне могилы и полу дома, перед свадьбой и родами красили кисти рук, стопы ног и пробор на голове. На острове Тасмания туземцы взбунтовались, когда англичане запретили раскрашивать тело красной охрой: «Вы делаете нас не нравящимися женщинам». Африканские любовные послания: ожерелья с красными бусинами: «Я страстно люблю тебя, я тоскую по тебе».

Религия.
Египет: демоническое начало, возмездие. Китай: радость, изгнание дьявола, юг. Кама (санскр.) — желание, любовь, страсть — бог любви. Антика: Марс — бог войны. Греция: воздух — сангвиник, огонь — холерик. Византия: пламенная жизнь. Христианство: любовь бога. Мария Магдалина и короли — как приближенные к богу. Апостолы с красными книгами. Христос после вознесения одет в красное. Св. Георгий в красном плаще, пролитая кровь, огонь веры, порыв уничтожить зло. Сила переходит в насилие, мстительность от дьявола.

Психофизические ощущения.
Стены без фактуры или с вертикальной фактурой. Ошибки в длине, объеме и весе. Время тянется медленнее. Тяжелый, теплый, сухой, активный: возбуждающий, кричащий. Приподнимает. В ресторане посетители быстро едят и торопливо уходят. На короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В красный цвет окрашиваются узлы, рабочие зоны, которые могут предоставлять опасность для окружающих, или которые требуют повышенного внимания.

Оранжевый
Коммуникация и излучение, но более тяжелый, теплый, приземленный, чем желтый. Открытость оранжевого противоположна скрытности фиолетового. Чем более желтым становится красный — тем сильнее раздражение переходит в возбуждение, и целенаправленная энергия становится раздражающим, бесцельным, изнурительным состоянием возбуждения.
Психофизические ощущения.
Вертикальные элементы интерьера. Потолок оберегает и концентрирует внимание. Стены согревают, обволакивают. Пол обжигает. Легкий, выступает, приближает, теплый, сухой. На расстоянии краснеет и не отличается от красного. Благополучие, веселье. Возбуждение, одухотворение, контакт. Стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Влияет на кровяное давление. Быстро утомляет. Опасность, предупреждение.
Оттенки: рябиновый, рыжий, апельсиновый, мандариновый, абрикосовый, морковный.

Этнография.
Средневековье: цвет простых людей.
Воздействие. Утяжеляет морскую болезнь. Стены усыпляют и вызывают депрессию. Запрет в школах США.

Желтый

Гете:

Мир через желтое стекло: «Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что на вас повеяло настоящим теплом». «Это ближайший к свету цвет». Если этот цвет в своей чистоте приятен и радостен, в своей полной силе имеет что-то веселое и благородное, то, с другой стороны, он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов.
Кандинский:
эксцентричный, вылезает из любой фигуры, кроме треугольника. Тянется к человеку до навязчивости и наглости. Подобен резкой трубе, в которую сильно дуют. Как поднятый до большой высоты звук фанфар в тесной коморке под крышей (не терпит замкнутости). И тогда он может действовать в качестве цветового изображения безумия — не меланхолии и ипохондрии, а слепого бешенства. Усиливается с осветлением, темного в природе нет.

История:
Кроме Китая — императорский цвет (империя — почти вселенная). Почта — связь между адресантом и адресатом. Коммерция и грабеж на большой дороге. Ореол озарения Христа-спасителя и Будды. Иуда в момент предательского поцелуя был одет в синее, с накинутым желтым плащом. Меркурий (Гермес) — бог торговли, вестник, почтальон Олимпа. Буддизм: близость к высшим мирам, цвет воздушной стихии.

Психофизические ощущения.
В сумерках светлее. Под желтыми лучами человек подергивает плечами и помахивает руками. Легкость и лучистость. Увеличивает предметы, т.к. освещает контуры, без увеличения веса (желтые предметы легче красных). Отдаляет, повышает, расширяет, приподнимает, объединяет. В помещении облегчает и осветляет, особенно в верхней части стен и на потолке. Пол приподнимается, кажется хрупким и беспокоит. Теплый, сухой, рыхлый, пушистый. Возбуждает моторику, стимулирует творческое начало: чередуя расслабление и напряжение (как дыхательный ритм). Возбуждает (сбоку), веселит (сверху), бодрит, по-женски утешает, умиротворяет. Переход из желтого в красное помещение — подъем, из желтого в зеленое — успокоение.
Желтый выгодно выделяет стекло и уменьшает бой. Выравнивает глухие производственные шумы. На стенах нет желания писать, рисовать, пачкать. Вызывает радостное настроение, успокаивает нервных.

Повышает сексуальное влечение. Стимулирует работу мозга и зрение. Длительное лечение выравнивает перепады в течении болезни. Утяжеляет морскую болезнь. Активизирует двигательные центры, генерирует энергию для мышц, стимулирует и очищает печень, кишечник, кожу, является слабительным и желчегонным средством. Используется при лечении диабета. Нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника.
В офтальмологии — при исправлении косоглазия, слабовидения, заболеваниях сетчатки и сосудов глаз.
Гиппократ:
желтуху лечат препаратами желтого цвета.
Противопоказан: при возбуждении, температуре, воспалительных процессах, невролгиях и зрительных галлюцинациях.

Зеленый
Гете:
«Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы не один из них не выделялся, то глаз душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше».
Кандинский:
«Самая покойная краска: она никуда не движется, не доставляет ни радости не печали, ничего не хочет, никуда не зовет. Пассивность его характерное свойство, пассивность, переходящая в самодовольство. Он похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и глазеющую на мир глупыми, тупыми глазами. Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, и, в конце концов, при добавлении синего, оба противоположных движения уничтожаются, возникают неподвижность и покой.

Этнография.
Китай: воскресенье и сострадание. Египет: здоровье, расцветающая жизнь — Озирис. Антика: всходы. Др. Греция: вода — флегма. Иудея: земля, всходы.

Психофизические ощущения.
Статичный. Сужает, объединяет, опускает, отвлекает. Теплый, кислый, тихий. Время быстрее. Вертикальные элементы интерьера в виде частокола. Успокаивает, уравновешивает. Застойное возбуждение. Физический труд. Сны: трава-здоровье. Светло-зеленый: неясные цели, тонкость чувств, эксцентричность, чудак, желание улучшить мир, мягкость, осторожность, особенно с другим полом.

Синий
Сила увеличивается с потемнением.

Гете:
«Очаровательное ничто». Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что влечет за собой. Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Синее стекло показывает предметы в печальном виде. Эрнст Юнгер: Синий — это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно.
История.

Япония: запретный, императорский цвет (киндзики). Религия: Китай: бессмертие, воскресение, сострадание. Египет: божье слово, Аммон. Антика: морское божество, вода. Юпитер. Иудея: божье откровенье, закон, бог Яхве. Индия: тайна божественного начала в человеке. Раннее христианство: высшее достижение духа. Византия: море, воздух, сила жизни, цвет одежды Христа и богоматери, а также святых. Каролинги: траур (вместе с черным). Католицизм: сын божий, истина.

Психофизические ощущения.
Опускает. Приближает, обобщает, укорачивает. Синяя смежная комната вводит в просторную светлую. Горизонтальные конструкции. Холоднее на 3–4 градуса по сравнению с оранжевым. Никогда не является холодным — таким его делает примесь зеленого. Тяжелый, густой, влажный, тихий. Щелочной вкус. Кислый, горький. Сладкий (бумага для сахара).
Серьезный. Философский. Глубина. Грусть. Тоска. Пассивность. Неземное спокойствие.

Реклама: пиво на синем фоне вызывает сильное чувство жажды. Синий потолок в хлеву устраняет скопление мух. Дезинфекция помещений. В пекарне приятно прикасаться к муке. Тормозит возбуждение. Повышает восприимчивость к боли. Успокаивает холериков и сангвиников. Утешает, сосредотачивает. Рефлекс движения рук назад. Приостанавливает воспалительные процессы. Способствует спазмам сосудов и повышает кровяное давление. Болезни уха, горла, носа, желудочно-кишечного тракта, роговица (начало катаракты). Противопоказан при гипертонии, тахикардии, ревматизме.

Фиолетовый 
Кандинский:
Подобно тому, как оранжевый возникает через толкание красного к человеку, так и фиолетовый возникает через отталкивание от человека.
Фиолетовый — охлажденный красный в физическом и психическом смысле. Поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Китайцы употребляют этот цвет для траурных одежд. А немцы на вопрос: «Как поживаете?» отвечает в шутку: ganz violett (грустные обстоятельства). Фиолетовый подобен звуку английского рожка, свирели в глубине — вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот. Интересны все оттенки фиолетового — от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеет один и тот же смысл: чувственное отождествление. В этом состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и верящий в таинственное, божественное.

Психофизические ощущения.
Самый тяжелый. Прочный, массивный. Глубокий, отступающий, пассивный, угнетающий. Сжимает, сужает, снижает. Иногда — признаки истерии. Состояние страха может привести к мании преследования. Преступные натуры редко прибегают к власти. Омрачает, наводит легкую грусть. Лишает воли, делает неуверенным. Стимулирует паращитовидную железу, функцию селезенки, повышает мышечный тонус.

Серый
Кандинский:

беззвучно и безнадежно, чем темнее, тем больше безутешности и удушья. Чем светлее, тем легче дышать.

История.

Рыцари Тевтонского ордена — белый плащ с черным крестом, а служители неблагородного происхождения («полубратья») — в сером.

Этнография.

От белых лебедок девиц к серым гусыням замужних женщин. Религия. Харон с серым — в Царство Теней. «Песнь о Небелунгах»: жители Страны туманов, сумерки — гибель богов. Христианство, хароны: черный — могила, серый — воскресение, белый — бессмертие. Христос в биополярном одеянии — между светом и тьмой. Одежда: простота, работа.

Психофизические ощущения.
Серый кружок на сером фоне светлее, чем на белом (Гете). Стены в серый цвет красить нельзя, так как он очень маркий и его психологическое воздействие ведет к стремлению нарисовать что-либо на них. Рутина, заурядность, заботы, грусть, печаль, беспросветность, бесперспективность, нужда, нищета.

Рекомендую заглянуть:

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

avatar

Автор: Александр Шмаков

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории Новосибирского государственного технического университета. Любой текст (даже художественный) должен удовлетворять двум требованиям:1. Правдивость.2. Информативность.Требования на первый взгляд кажутся очевидными. Но начинаешь писать художественный текст — там приврал, там приукрасил. И информативности ноль. Да лучше я такую работу порву и выброшу. Если заметите за мной что-либо подобное, мусорная корзина всегда под рукой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *