Новосибирск — Чарын. Бортовой журнал: автопутешествие по Казахстану

Сперва мы конечно же выбрали путь. На форумах нашлись знающие люди, которые советовали лучшую дорогу – Новосибирск – Змеиногорск (на границе) – Усть-Каменогорск – Алматы. 2100 км – и вы в горах Тянь-Шаня. Мы и поехали по этой дороге. Но сразу после границы асфальт превратился в волнистые бугры, и через 300 км ехать было уже совсем невыносимо. А потом всё невыносимей и невыносимей. Ближе к Алмате плохая дорога стала кончаться, но начались гаишники.

Дороги и Гаишники в Казахстане

Это отдельная тема, поэтому я её выношу. Водитель нашего экипажа – Ромка – он вообще прниципиально всегда ездит по правилам. И даже я начинаю нервничать, когда он по голой степи едет 40 км/ч после знака и вокруг не видать не только гаишников, но и вообще никого и ничего до самого горизонта.

ГАИ в Казахстане – это то, из-за чего ещё долго автотуризм в этой стране будет близок к нулю. Мы об этом знали заранее, но очень уж хотелось доехать до горы. Приведу пару наших примеров для тех, кто ещё не общался с ними.

Первый раз нас остановили где-то на трассе между Усть-Каменогорском и Алматы. На границе мы купили, как положено казахскую страховку за 400 рублей и предъявили её гаишнику. Увидев её, он очень обрадовался и довольный заявил:

— Ваша страховка недействительна! Смотрите, тут написано: с 7.11.2011 – с 7 ноября!

Мы ткнули ему в дату окончания действия страховки: 7.25.2011 и спросили бывает ли 25-й месяц. Гаишник оказался грамотным и знал, что 25-го месяца – не бывает. Но страховка всё равно для него была не действительна.

В общем, на границе нам выдали страховку с североамериканским форматом даты. А в Казахстане (как и в России) по ГОСТу этот формат другой: у них месяц.день.год, а у нас день.месяц.год. Но ГОСТы носят рекомендательный характер, а не законодательный… В итоге мы поспорили с гаишником минут 10, и он отпустил нас восвояси.

Следующие гаишники пытались придумывать для нас различные нарушения, но даже когда обнаружили треснувшее лобовое стекло (в Казахстане так ездить нельзя), то Ромка сказал:

— Вы заберете у нас права и дадите временные?

— Да!

— И больше у нас их никто забрать не сможет?

— Да…

— Ну хорошо – забирайте! – Ответил он.

И гаишники сказали:

— Ладно, езжайте… Э.. Но хоть что-нибудь оставьте.

Оставив 200 тенге, мы поехали дальше. Дальше был город Алматы, в котором нас остановили два раза за 10 минут и тут мы оставили уже 3000 тенге (600 рублей). Первый раз мы действительно нарушили – проехали на желтый. Официальный штраф за это дело 14 тыс. тенге. А мы отдали «на месте» 2000 и поехали дальше. Через 10 минут нас остановил другой экипаж и долго искал нарушение, пока не заметил лобовое стекло.

Путешествие по Казахстану

Авто Путешествие по Казахстану По трассе через Усть-Каман встретили сгоревшую дальнобойную машину. Сперва загорелись колёса и водитель не смог потушить. Это было неделю назад, а пламя до сих пор осталось.

Дальше так сложилось, что нас не останавливали больше ни разу. Сперва мы сломались, потом старались выезжать рано-рано утром. Но обо всём по-порядку.

Перед поездкой мы познакомились Вконтакте с двумя алматинскими джиперами. Совершенно вроде бы незнакомые люди, но они дали нам свои контакты и пообещали рассказать на месте про интересные места в окрестностях Алматы. Кто бы мог знать, что эти случайные знакомства окажутся такими важными.

Ремонт двигателя в Казахстане

До Алматы мы доехали почти без приключений. Уже на подъезде двигатель начал сильно греться. Немного постояли, охладились и доехали до города. В самой Алмате даже съездили в бутаковское ущелье и забрались на горы (пешком конечно). И умылись горной ключевой водой! — в общем, мечта можно сказать сбылась. Но в мечте же главное не сама мечта, а путь к ней.

Водопад в Бутаковском ущелье

И на пути с первой горы, в бутаковском ущелье, когда в планах ещё осталось несколько других гор для покорения, что-то сильно застучало в правом колесе. Ромка снял его и увидел, что игольчатый подшипник весь уже высыпался и перестал существовать.

В общем, этим вечером наша машинка отдыхала. Мы позвонили первому джиперу Ивану, и он с другом Ромой устроил нам экскурсию на своём Паджере в Аксайское ущелье, на Большое Алматинское озеро и на Космостанцию, которая находится за озером на высоте 3500 м. До озера дорога человеческая – асфальтная, а дальше – как раз для таких как мы и ещё для всяких тракторов и вездеходов.

Ребята рассказали нам о своём опыте общения с казахстанскими гаишниками. Им с казахскими номерами конечно проще, но в любом случае, как мы поняли, не важно какое у тебя нарушение и есть ли оно вообще – превысил ли ты скорость на 10 км/ч или на 100 км/ч – отдаёшь 1000 тенге и едешь дальше.

Так, совершенно незнакомые люди просто взяли и потратили на нас полдня своего времени, сожгли немало топлива и даже перегрели двигатель на подъёме к Космостанции. На самом деле это очень трогательно и радостно, что такое в нашем мире бывает.

Утром мы созвонились с другим джипером Сергеем. Позвонили просто так, а оказалось, что у него во дворе целое СТО, которое специализируется как раз на Паджериках. И можно приехать к нему и отремонтироваться. И мы приехали.

Водопад в Бутаковском ущелье

Во дворе дома Сергея сидели джиперы (это такие большие и чумазые мужыки) и ремонтировали маленькую пластмассовую машинку, на которой ездил чей-то ребёнок. Там тоже было что-то с колесом. Пока мы заезжали во двор, машинка была отремонтирована, и все переключились на наше колесо. С общей помощью оно было быстро отремонтировано. Потом нас проводили к мастеру-мотористу Даурену. Они с Ромой чистили радиатор, а я сидела в комнате отдыха и пила чай. И в какой-то момент вошёл моторист Даурен и, хохоча, сказал:

— Вы россияне – про вас не зря анекдоты придумывают! Как вы вообще доехали на такой машине?? Там нужно все взять и выкинуть, и поставить новое. Я конечно сделаю что смогу, но не даю гарантии, что вы доедете на ней обратно.

Оказывается Даурен с Ромой залезли в двигатель и обнаружили там целый ряд неполадок, которые срочно нужно было устранить. По сути это должен был быть почти капитальный ремонт двигателя, который кстати в Алмате раз в пять дешевле чем в Новосибирске. Можно ездить туда ремонтироваться при наличии времени.

Ещё один алматинский день у нас ушёл на ремонт двигателя. В этом нам помогали наши новые друзья-джиперы. Которые ещё вчера ничего о нас не знали, а сегодня копались вместе с нами просто так в двигателе, кормили, поили и поддерживали идейно и морально. Это просто удивительное джиперское гостеприимство!

На следующее утро мы поехали с этими ребятами (джиперский клуб «Проходимецъ») по маршруту Алматы – Чарынский каньон – Чунджа – Бортагой – Плато Ассы – Тургеньское ущелье. Колонна состояла из 4 внедорожников, среди членов экипажа была 2-х месячная девочка, которая всю дорогу молчала и глазела по сторонам.

Ребенок путешественник, путешествия с детьми

Время в пути – 2 суток. Расстояние вышло чуть больше 500 км.

путешествия с детьми

В селе Чунджа, которое находится недалеко от границы с Китаем, мы заваривали задний мост одного из Паджериков – очередная поломка в поездке, которая напомнила нам о том, что слово «проблема» нужно заменить на слово «приключение» и тогда жить становится гораздо интереснее.

Тем более что после Чунджи наша машинка вдруг взяла и заглохла.

Путешествия на машине, ремонт в дорогеСтали думать что могло случиться.

Путешествия на машине, ремонт в дорогеПотом стали думать ещё сильнее.

После суток разгадывания загадки её поломки выяснилось, что просто умер аккумулятор. До Алматы мы ехали, не заглушая двигатель, ночью поменяли аккумулятор и до России добрались за два дня без поломок и гаишников.

Уже в России нас оштрафовали на 100 рублей за превышение скорости. Ромка практически засыпал за рулём и проспал знак начала населённого пункта. От общения с родным русским гаишником мы так обрадовались, что он вместо 86 км/ч вписал в протокол скорость 76 км/ч.

Где побывать в окрестностях Алматы

Таких мест тут очень много. Мы успели побывать в самой малости к сожалению – слишком мало у нас было времени. Тут нужно хотя бы полгода, чтобы всё облазить и подышать горным воздухом.

Большое алматинское озеро на машине

Находится в 28 км к югу от Алматы на высоте 2500 м. Озеро возникло в результате землетрясений. В зависимости от времени года озеро меняет свой цвет — от светло-зелёного до бирюзово-голубого. Его окружают три пика, самый высокий – пик Советов 4300 м. Если поехать от озера по дороге вверх и направо, то можно выехать на границу с Киргизией — дорога выводит к Иссык-Кулю, но граница в этом году закрыта. Дорога налево ведёт к космостанции, с которой хорошо видно город Алмату под густым смогом. Подъём в ущелье сам по себе очень рискован из-за селеопасности ущелья и крутизны подъема. После дождя дорога становится как каток.

Бутаковское ущелье

Если ехать вверх по улице Достык в Алмате и, не доезжая до платины Медео свернуть налево, то попадаешь в Бутаковское ущелье. Сюда можно приехать на автобусе или попутках и подняться пешком на один из пиков (до 4000 м), сходить на водопад, перейти через хребет до платины Медео или через Бутаковский перевал (высота 3100 м) спуститься в Талгарское ущелье.

Чарынский каньон

Каньон Чарын на автомобилях

Находится в 200 км от Алматы и напоминает Большой каньон Колорадо в Северной Америке. Только примерно в четыре раза меньше по размеру. Это красные скалы из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет, высота около 150—300 метров. В каньоне есть роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. Красивейшее место, но в июле там очень жарко.

Чарынский каньон

Плато Ассы

Находится примерно в 170 км от Алматы на высоте 2800-3200 м. Здесь обнаружены признаки пребывания человека более чем 5000-летней давности. В верхней части плато построена астрофизическая обсерватория, с одним из самых больших в мире телескопов, правда она сейчас заброшена.

Горы Алматы, путешествие на Автомобиле

Горы Алматы, путешествие на Автомобиле

Горы Алматы, путешествие на Автомобиле

Горы Алматы, путешествие на Автомобиле

Тургеньское ущелье

Находится в 90 км от Алматы. Это красивейшее место для автолюбителей хорошо тем, что по нему можно пройти на колесах до самого плато Ассы (правда смысл этого будет не понятен пешему туристу). В древности здесь проходили караваны из Европы на восток — в Китай и Индию. Тургенское ущелье славится водопадами и реликтовыми Чин-Тургенскими моховыми ельниками, растущими на вечной мерзлоте.

Километраж и расходы на путешествие в Казахстан

На наше путешествие ушло 9 дней (в пути 4 дня), было потрачено около 730 литров бензина, пройдено ок. 4800 км. Обратно мы ехали через Караганду и Павлодар и эта дорога гораздо лучше, чем через Усть-Каменогорск.

Отдельная наша благодарность Диме Шпес, Сергею Айспур и Ивану с Ромой*! И всем «Проходимцам»).

Горы Алматы, путешествие на Автомобиле

На ночёвку мы забрались черти-куда. На реку Темирлык. До сих пор пытаемся пожарить сосиски так же как это сделал там Марко. Но у нас ничего не получается. Либо сосиски не вкусные, либо они сгорают напрочь).

Путешествия возле Алматы

Путешествие на машине по Казахстану. Верблюды

Не пытайтесь кормить компанию верблюдов в степях Казахстана лепёшкой, как это собиралась сделать я. Когда их несколько на свободе, то они слишком большие и подвижные.. в сравнении с нашими маленькими телами).

Путешествие на машине по Казахстану. Верблюды

Рекомендую заглянуть:

© Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Ольга Салий

Странствующий блогер, международный фотограф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *